Драйвер роста: что получит Нижегородская область, используя инфраструктурные бюджетные кредиты
Президент России Владимир Путин не раз называл развитие транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры одним из основных драйверов экономики. Не так давно у регионов появился мощный инструмент для достижения этой цели. Речь идёт, конечно, об инфраструктурных бюджетных кредитах (ИБК): в 2022–2025 годах субъекты страны получат 1 трлн рублей на срок не менее 15 лет по ставке не выше 3% годовых.
Отбор инфраструктурных проектов на предоставление ИБК осуществляется в рамках лимитов бюджетных кредитов и на конкурсной основе. Для принятия взвешенных и рациональных решений была создана Правительственная комиссия под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина. Для каждого субъекта РФ в рамках упомянутого триллиона рублей установлены лимиты ИБК, которые распределены пропорционально численности населения с учётом общей долговой нагрузки региона и стоимости фиксированного набора товаров и услуг. Воспользоваться новым механизмом смогли 83 субъекта. При использовании льготного займа планируется реализовать 960 объектов дорожной, инженерной и социальной инфраструктуры. Более 100 млрд рублей регионы уже получили.
Основными требованиями к заявленным под лимиты инфраструктурным проектам являются объем привлеченных внебюджетных средств не менее объема ИБК и дополнительные налоговые и неналоговые доходы в консолидированный бюджет субъекта, превышающие объем кредита и объем уплачиваемых процентов.
По поручению президента
Заявки на получение ИБК могут быть одобрены и без конкурса. Но только в том случае, если речь идёт о реализации инфраструктурного проекта, предусмотренного поручением президента или председателя правительства России. Правительственная комиссия поддержала целый ряд таких проектов на общую сумму 314 млрд рублей: 96,06 млрд рублей на комплексное развитие агломерации, включая строительство метро, получит Нижегородская область; 89,3 млрд рублей на метро выделят и Красноярскому краю; Челябинская область может рассчитывать на 72,9 млрд рублей для развития своей подземки; Краснодарскому краю перечислят 65,9 млрд рублей на новые очистные сооружения.
О популярности ИБК среди регионов говорит тот факт, что общая сумма поступивших заявок достигла 2 трлн рублей, то есть вдвое превысила лимит этой госпрограммы. Хотя изначально средства на выделение инфраструктурных кредитов закладывались более скромные — всего 500 млрд рублей, но размер пришлось увеличить в два раза с учётом имеющихся у регионов потребностей в этих мерах поддержки.
Нижегородская область в числе первых
В 2021 году Нижегородская область вошла в число пилотных регионов страны для предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов. Наша заявка включает несколько направлений: реформа общественного транспорта, развитие жилищного строительства со снятием инфраструктурных ограничений и перезагрузка Започаинья с вовлечением в активную городскую жизнь более 300 га вблизи кремля.
Как уже было сказано выше, Нижегородская область получит в рамках конкурсной заявки по ИБК 96,06 млрд рублей. Большая часть этих средств будет направлена на развитие метрополитена. Ещё в прошлом году региону выделили 1 млрд рублей в рамках лимита по ИБК, это позволило обновить проектно-сметную документацию строительства метро. Существующий проект был скорректирован, благодаря чему сократились затраты и сроки возведения новых станций Автозаводской линии. В 2022 году региональная казна по этой госпрограмме пополнится на 15,5 млрд рублей. Прежде всего, эти деньги направляются на продление городской подземки до площади Сенной и проектирование станции «Сормовская». Кроме этого, проводится инженерная подготовка Почаинского оврага в рамках редевелопмента исторических территорий Нижнего Новгорода. Третье направление — проектирование и реконструкция водозабора «Малиновая гряда», строительство сетей водоснабжения и водоотведения в посёлках Ольгино и Новинки, где сейчас возводятся огромные жилые массивы.
Общий бюджет всех инфраструктурных проектов (метро, развитие южных территорий под жилищное строительство, редевелопмент и прочие) превышает 430 млрд рублей, то есть льготные госкредиты оставляют около четверти от требуемых вложений.
Метро на службе у нижегородцев
Ключевым проектом транспортной реформы в Нижнем Новгороде является развитие метрополитена. По прогнозам экспертов, продление Автозаводской линии до площади Сенной увеличит общий пассажиропоток подземки в 2,5 раза. А строительство станции «Сормовская» в 3-4 раза сократит время в пути между центром Сормова и Сенной в часы пик. Таким образом, Нижегородское метро должно стать наиболее востребованным и удобным видом общественного транспорта в столице Приволжья.
На развитие метрополитена городу потребуется 57,9 млрд рублей. 100% этих средств столица Приволжья получит в рамках ИБК. На продление Автозаводской линии 38,3 млрд рублей. Протяжённость тоннелей составит около 3,3 км. С исполнителем уже заключён контракт «под ключ», работы идут полным ходом.
На продление Сормовско-Мещерской ветки потребуется 19,6 млрд рублей. Длина тоннелей составит около 3 км. Предполагается, что новой станцией в центре Сормова будут ежегодно пользоваться 7,8 млн пассажиров. С исполнителем уже также заключён контракт «под ключ», ведется активная предпроектная проработка, определены наиболее перспективные варианты расположения новой станции, которые в скором времени будут вынесены на рассмотрение регионального штаба по вопросам реализации градостроительной политики на территории Нижегородской области.
Перезагрузка исторического центра
Проект редевелопмента исторических территорий Нижнего Новгорода охватывает территорию Започаинья, включая Почаинский овраг и Ильинку, и улицу Черниговскую. И если первое уже сейчас является главной точкой притяжения у туристов после кремля, то улице Черниговской повезло куда меньше. Последняя, по сути, является продолжением Рождественской, где располагаются десятки ресторанов, кафе, гостиниц и хостелов. Черниговка имеет не меньший потенциал для развития, но она до сих пор остаётся полузаброшенной и безлюдной. Проект редевелопмента должен восстановить историческую справедливость, придать новый импульс для развития старинных кварталов. На эти улицы должен прийти бизнес, сюда потянутся гости города и сами нижегородцы. Воплощение проекта в жизнь принесёт городу более 20 тысяч новых рабочих мест.
Стоимость реализации проекта оценивается более чем в 110 млрд рублей, в том числе 9,96 млрд рублей по ИБК. Более 90% от общей суммы должны составить внебюджетные средства. С привлечением ИБК планируется инженерная защита склонов Почаинского оврага (1,6 млрд рублей), берегоукрепление и укрепление склонов на Черниговской (7,2 млрд руб.), реконструкция улично-дорожной сети в районе ул. Ильинской (1,1 млрд рублей).
Развитие Южных территорий Нижнего Новгорода под жилищное строительство
Важнейшим проектом, который власти региона намереваются завершить с помощью инструмента ИБК, является комплексное развитие южных территорий города в посёлках Новинки и Ольгино. Здесь уже несколько лет продолжается активное жилищное строительство. Проект предполагает возведение на данной территории более 2 млн кв. метров жилья. Всего в орбите будет создано около 7,5 млн кв.м жилья, где смогут жить до четверти миллиона нижегородцев. В рамках проекта планируется снятие инфраструктурных ограничений в том числе с привлечением ИБК на сумму 10,1 млрд рублей. Новый водозабор обойдётся в 3,3 млрд рублей, сети водоснабжения и водоотведения — 1,7 млрд рублей, центры электропитания — 5,1 млрд рублей.
Для повышения транспортной доступности территории также планируется строительство дублера пр. Гагарина с мостовым переходом, потребность в котором есть уже сейчас. На его строительство также одобрены средства ИБК в объеме 17,8 млрд рублей.
Потребность в ИБК
57,9 млрд рублей
Продление метро
Эффект: рост пассажиропотока в 2,5 раза
27,9 млрд рублей
Развитие агломерации
Эффект: строительство 7,5 млн м² жилья, создание 8900 рабочих мест
9,9 млрд рублей
Редевелопмент исторического центра
Эффект: создание >20 000 рабочих мест, реконструкция и строительство >900 м² площадей
Федералы высоко оценили темпы реализации инфраструктурных проектов
В сентябре Нижний Новгород в рамках проверки реализации проектов с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов посетила столичная делегация. В её состав вошли представители Минстроя РФ, Фонда развития территорий, федерального казначейства, Росстройконтроля, а также АО «Моспроект-3» — компании, которая строит новые станции нижегородской подземки.
Интерес федеральных властей к столице Приволжья вполне объясним — регион считается лидером по привлечению средств ИБК: общий лимит уже превысил 107 млрд рублей, что является рекордной суммой среди субъектов России. На 2022 год Нижегородской области одобрено 18,9 млрд рублей по бюджетным кредитам.
Члены делегации осмотрели площадки, подготовленные для строительства двух новых станций метро — «Площадь Свободы» и «Сенная», оценили динамику работ. К слову, активная фаза работ здесь начнётся в самое ближайшее время. Срок окончания — декабрь 2025-го. В правительстве Нижегородской области рассчитывают, что в этом году на финансирование строительства новых станций из федерального бюджета поступит более 10,4 млрд рублей.
На совещании под председательством замгубернатора Сергея Морозова Анна Меркулова доложила, что работы идут с опережением графика — по административным и технологическим моментам замечаний нет. Речь зашла и о проекте продления Сормовско-Мещерской ветки. Участникам совещания представили четыре варианта расположения станции «Сормовская», из которых были определены два приоритетных варианта. Предварительно, одна из локаций будет около остановки «Варя». Кроме того, комиссия посетила Започаинье и Черниговскую, где прозвучали доклады о статусе реализации проекта редевелопмента.
Выездная комиссия отметила высокую заинтересованность регионального правительства в качественном и скорейшем исполнении проектов. Согласно сделанным выводам, Нижегородская область проводит комплексную работу по реализации проектов ИБК, а риски нарушения заявленных амбиционных планов отсутствуют.