Культурное будущее туристического региона: новые идеи в Стратегию развития нижегородской области
Вторая отраслевая стратегическая сессия «Культура и туризм как фактор развития территорий», организованная для разработки предложений и актуализации существующей Стратегии, состоялась в Нижегородском Арсенале.
Авторами предложений в Стратегию развития Нижегородской области до 2035 года, как и 5 лет назад, стали сами нижегородцы — почти 70 экспертов с рабочим стажем в отрасли преимущественно свыше 15 лет. В ходе встречи были озвучены значимые результаты реализации положений Стратегии.
Среди них развитие инфраструктуры, городской среды Нижнего Новгорода, преображенной к 800-летию города, открытие новых выставочных пространств и музеев, которые вышли на федеральный уровень. Так, престижная премия The Art Newspaper Russia впервые признала «Музеем года» Нижегородский государственный художественный музей, завершивший в прошлом году масштабное обновление.
Достижения региона
Крупные события — выставки и фестивали — позволили Нижнему занять достойное место на культурной карте страны. Многие мероприятия стали визитными карточками Нижнего, обеспечив особый интерес к городу, насытив пространства региона активной жизнью. Это доказывают и цифры. За последние пять лет культурно-массовые мероприятия посетили более 23,4 миллиона человек. А за три года АНО «Центр 800» поддержано 23 проекта в сфере культуры, а еще 40 проектов было направлено на реализацию в органы исполнительной власти.
Важные события воплощения Стратегии — ряд проектов, которые удалось реализовать за последние пять лет. За это время около 330 учреждений культуры отремонтировано, 11 построено, а в 69 учреждениях приобретено новое оборудование. В Нижегородской области открыто 24 модельные библиотеки, к концу года их станет уже 36. Среди реализованных проектов — Пакгаузы на Стрелке (признаны лучшим креативным пространством России в 2022 году), возрождение сцены-ракушки в Александровском саду, создание центра культуры «Рекорд».
Кроме того, Нижегородская область в пятерке лучших туристических регионов страны. Во многом благодаря представленному разнообразию от промышленного и детского туризма до локальных туристических центров (Городец, Выкса, Большое Болдино) с огромным потенциалом для развития экотуризма, включая глэмпинги. Благодаря совокупности достижений поставленных целей Нижегородская область обрела собственную идентичность, образ, узнаваемый за пределами страны.
Новые вызовы
Участники стратегической сессии «Культура и туризм как фактор развития территорий» изучили не только проделанную работу, но и вызовы, которые еще не удалось учесть и отработать ранее. Среди них есть и необходимость обновления материально-технической базы учреждений культуры, недостаток современных площадок для реализации новых идей.
Эксперты обсудили состояние культурного менеджмента, уровень цифровизации сферы культуры и механизмы привлечения частных инвестиций. Все озвученные предложения станут драйвером роста для инвестиционной привлекательности отраслей, а также обновления событийного каркаса.
Основными темами стратсессии стали:
- событийный туризм как способ развития районов области,
- вовлечение жителей в культурно-событийную жизнь региона,
- раскрытие туристического потенциала муниципалитетов,
- сохранение наследия в развитие НХП, современное видение отрасли,
- кадры в культуре, туризме, НХП.
Банк идей и точки роста
В рабочих группах эксперты разработали 12 конкретных проектов, которые предложили для включения в обновленную стратегию развития. Инициативы касаются решения проблемы дефицита профессиональных кадров, особенно в области народных художественных промыслов. Была предложена идея по созданию профильных классов в школах, новых площадок для переподготовки сотрудников музеев и предприятий НХП, а также специализированной кафедры в высших образовательных учреждениях.
Культурно-просветительский туризм, который в настоящее время состоит преимущественно из исторических экскурсий, предложено обновлять при помощи новых туристических маршрутов «Люди едут к людям». Основа концепции — знакомство с людьми, проживающими на данной территории. В центре внимания подобных прогулок будут мастера народных промыслов, пчеловоды, владельцы сыроварен. Такой подход призван может стать демонстрацией возможностей регионального бизнеса, привлечь внимание туристов к посещению малых городов области.
Для развития музейной деятельности было предложено организовать специализированный музейный совет, который бы занимался комплексным развитием музеев региона. Важным направлением была обозначена организация музея истории нижегородского Поволжья.
Участники стратсессии выступили с предложениями, направленными на воспитание любви к родному языку «Говорить по-русски правильно», создания кадрового резерва специалистов в области культуры и искусства, реализации культурной деятельности для всех, в том числе школьников.
В рамках сессии обсуждалась и возможность проведения школьных уроков музыки в консерватории или филармонии. Интерактивный формат с погружением в профессию может стать частью профориентационной работы и позволит транслировать знание посредством живого общения и диалога. Также обсуждались такие проекты как разработка театрального маршрута на Большой Покровской, организация центра для обмена опытом в сфере культуры районов региона.
Напомним, что с 20 июля по 1 сентября запланировано 700 встреч с жителями для актуализации стратегии развития Нижегородской области. В результате должны быть выработаны предложения, которые войдут в план конкретных действий по развитию Нижегородской области и повышению уровня качества жизни в регионе. 31 августа 2023 года пройдет большой форум «Вместе мы можем больше», где итоги работы будут представлены губернатору Глебу Никитину и нижегородцам.