Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта:
Эффекты:
Изображения:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Инфраструктурное развитие 24 Апреля, 2023 года

Комфорт – бизнесу, рост экономики – области. Предпринимателям презентовали крупнейшие инфраструктурные проекты региона

Вопрос снятия существующих в регионе инфраструктурных ограничений — один из самых принципиальных для бизнеса, который готов как инвестировать собственные средства, так и привлекать банковское финансирование для реализации проектов на территории области, тем самым стимулируя местную экономику и создавая долгосрочные экономические эффекты.

Всего за два года с помощью инструментов инфраструктурного меню запущена реализация критически важных проектов, которые позволят преодолеть все барьеры, сформированные в Нижегородской агломерации, где сегодня сконцентрировано более 60% населения области и на которую приходится 75% валового регионального продукта.

Солодкий Павел
уполномоченный по защите прав предпринимателей Нижегородской области

Инфраструктурные проекты развития Нижегородской агломерации дадут и грандиозный толчок для развития бизнеса в регионе.

В рамках форума «Будущее региона» эти перспективные направления работы были презентованы нижегородскому предпринимательскому сообществу.

Приоритет высоких технологий

Новую жизнь в ближайшем будущем получит территория в шаговой доступности от Нижегородского кремля, которая сегодня справедливо называется экспертами «депрессивной». Изменения произойдут благодаря появлению здесь ИТ-кампуса НЕЙМАРК — образовательного учреждения нового типа, которое будет аккумулировать усилия нижегородских университетов по подготовке кадров для сферы информационных технологий.

Глеб Никитин
Губернатор Нижегородской области

Проект прорывной. Он полностью изменит образовательное пространство региона. Будет две крупные площадки — на проспекте Гагарина и у метромоста. Формируется сообщество проекта, приходят новые партнеры. Параллельно работаем над образовательным наполнением кампуса.

Общая площадь ИТ-кампуса мирового уровня составит более 200 тысяч кв. м, новые учебные корпуса смогут вместить более 7 000 студентов, а коливинги создадут комфортные условия для 5,5 тыс. человек, решив, в частности, проблему дефицита мест в общежитиях.

В итоге НЕЙМАРК будет включать восемь функциональных зон: исследовательскую, жилую, образовательную, спортивную, предпринимательскую, культурно-досуговую, коммерческую и социальную. Это позволит студентам, педагогам и специалистам ИТ-компаний учиться, преподавать, исследовать, работать и создавать стартапы не покидая Квартала «12-21», который в дальнейшем сформируется вокруг объекта по принципу инновационного кластера. Расположенный рядом с уже создаваемым ИНТЦ «Квантовая долина», кампус также станет центром притяжения технологических компаний, задействованных в процессе подготовки ИТ-специалистов.

Все это залог того, что будущим профессионалом цифровой сферы будет интересно оставаться жить и работать в регионе. Таким образом, объединив на одной площадке образование, науку и бизнес, регион сможет решить проблему нехватки специалистов в высокотехнологичных отраслях и стимулирует дальнейшее развитие местного инфотеха, который и на сегодняшний день считается сильным звеном российского ИТ.

Дороги, которые мы выбираем

При лидирующих позициях по многим показателям Нижний Новгород — единственный город-миллионник в ПФО, не имеющий полноценной сети транспортных обходов. Их создание региональные власти считают приоритетной задачей. Без этого говорить о развитии соответствующей инфраструктуры области и разгрузки улично-дорожной сети агломерации просто не приходится.

Крупнейший проект, направленный на решение этой проблемы — Восточный обход столицы Приволжья, реализация которого разделена на три очереди в рамках концессии. Две частные инициативы уже рассмотрены правительством области. Помимо очевидных логистических и, как следствие, экономических улучшений, которое влечет за собой организация прямой связи с северной частью Нижегородской области федеральных трасс, принимающих на себя всю интенсивность транспортного сообщения Юг-Север, охватывающего территории Приволжского, Северо-западного и северной части Центрального федеральных округов, обход позволит создать 3,6 тыс. новых рабочих мест, а также сделает привлекательными для застройки пустовавшие до этого территории. Ожидается, что здесь будет возведено порядка 13,9 млн. кв. м жилья.

Еще более 5 тыс. рабочих мест и 7,7 млн кв. м для проживания нижегородцев должно появится благодаря строительству шестнадцатикилометрового дублера проспекта Гагарина в Нижнем Новгороде, которое для удобства реализации разделено на четыре очереди. Дорога соединит верхнюю часть города с промышленными районами, разгрузит существующую улично-дорожную сеть и Мызинский мост, а также обеспечит прямой маршрут в аэропорт.

Сергей Морозов
Заместитель Губернатора Нижегородской области

Завершены проектные работы по первой очереди дублера, получено положительное заключение экспертизы. По второй, третьей и четвертой очередям заключены контракты на проектирование. Во втором полугодии планируем заключить концессионное соглашение и начать строительство новой магистрали.

Для реализации этого проекта одобрены средства инфраструктурного бюджетного кредита в размере 17,8 млрд рублей.

На земле и под ней: реформа городского транспорта

Изменения ожидают и общественный транспорт. Его глобальная реформа стартовала еще в 2019 году. Приоритет был отдан электротранспорту — это даст шанс значительно улучшить экологическую обстановку за счет сокращения вредных выбросов.

В настоящее время полным ходом идет модернизация трамвайной сети Нижнего Новгорода и обновление подвижного состава. Всего должно быть построено 149,3 км однополосных путей, отремонтировано 15 тяговых подстанций, три депо, приобретено 170 новых вагонов. Первые трамваи «МиНиН» уже вышли на маршруты.

Глеб Никитин
Губернатор Нижегородской области

Совместное российско-белорусское производство трамваев в Ворсме мы запустили только в декабре прошлого года. А сама идея родилась меньше года назад — в ходе нашей поездки в Республику Беларусь. Пополнения трамвайного парка в ближайшее время будут происходить регулярно.

Основными преимуществами «МиНиНа» называют соотношение цены и качества, современный дизайн и ремонтопригодность. Трамвай же как вид транспорта обладает еще одной выгодной особенностью — значительная часть рельсов в Нижнем Новгороде проложена в стороне от автодорог, а значит, на передвижения по ним не влияют пробки.

Аналогично дело обстоит с внеуличным транспортом. Правительство региона заключило концессионное соглашение на строительство канатной дороги через Оку протяженностью 3,34 км — от парка «Швейцария» до заречной части города. В сутки она сможет перевозить до 20 тыс. пассажиров.

Еще более существенный прирост пассажиропотока — с 32,5 до 85,9 млн пассажиров в год — к 2030 году должно обеспечить развитие нижегородского метрополитена. Это знаковый проект, оценивающийся почти в 58 млрд рублей, на который приходится основной объем одобренных средств ИБК.

Сейчас полным ходом идут работы по продлению Автозаводской линии метро, которое включает строительство двух станционных комплексов. Реализация проекта до станции «Сенная» обеспечит комфортное перемещение людей из заречной части в нагорную и снимет нагрузку с улично-дорожной сети исторического центра, которая достигла предела своей пропускной способности.

Сергей Морозов
Заместитель Губернатора Нижегородской области

Что касается Сормовско-Мещерской ветки, то в результате широких обсуждений с привлечением экспертного сообщества была выбрана оптимальная, на наш взгляд, трассировка. Она позволяет связать метро с пригородными электричками за счет размещения конечной станции у существующей железнодорожной станции «Сормовская» и создаст транспортно-пересадочный узел. Он повысит транспортную связанность регионального центра с западными районами Нижегородской агломерации: Балахна, Заволжье.

Еще один шаг к развитию экологичного электротранспорта — запуск городского электротакси и создание инфраструктуры для их зарядки — уже сделан. На улицах появились 62 зарядные станции, приобретено 180 автомобилей. В 2023 году число первых возрастет до 120, вторых — до 280 единиц.

Логическим же завершением реформы электротранспорта в обозримой перспективе должно стать создание электробусной сети, которая заменит устаревшую троллейбусную.

Газ на север, туристов на юг

Благодаря развитию дорожной сети в логистический центр может превратиться Арзамас, удачно расположенный на пересечении железнодорожных веток «Нижний Новгород — Саранск» и «Москва — Муром-Казань». Скоростная магистраль М-12, которая пройдет по территории района, даст мощный толчок для его развития и экономического роста.

По прогнозам, к 2030 году турпоток кластера «Арзамас — Дивеево — Саров» может увеличится до 1,8 млн человек. И вскоре для гостей в центре Дивеева откроются туристический офис с выставочным пространством и гостиница с гастрономическим двориком. Помимо культурного и культового здесь собираются развивать и экотуризм: планируется оборудовать экологическую тропу длиной около 90 км — точнее комплекс пешеходных и велосипедных дорожек с местами для отдыха — от Арзамаса до Сарова.

Ранее здесь уже создан Юго-Восточный обход центральной части села Дивеево, который вывел транзитное движение с главной улицы, а в текущем году завершен его Северо-Восточный обход. Это позволит увеличить пропускную способность маршрутов, ведущих к Серафимо-Дивеевской обители.

Стартовало строительство Южного обхода Арзамаса — он повысит транспортную связанность территорий Нижегородской области и сделает кластер еще более привлекательным для гостей. Также заключен контракт на реконструкцию участка местной автодороги со строительством путепровода над железнодорожными рельсами, пересекающими единственный выезд из города в направлении Дивеева и Сарова. Новая дорога строится в рабочем поселке Выездное — она должна вывести транзитные машины с арзамасских улиц, чему будут рады и местные жители, и гости.

Значительным туристическим потенциалом обладают также западные районы Нижегородской области. Однако раскрыть его в полной мере пока мешает низкая транспортная доступность Городца и Горьковского моря — потенциального рекреационного центра. Для этого необходимо завершить строительство второй очереди обхода Балахны протяженностью 24,6 км.

Еще один комплекс мероприятий — реконструкция судоходных шлюзов Городецкого гидроузла — увеличит пропускную способность участка с 12 до 32 млн тонн грузопотока, что повысит логистическую привлекательность Нижегородской области.

И, наконец, север области должен быть газифицирован. Соответствующая региональная программа включает большой перечень мероприятий общей стоимостью 14,9 млрд руб. Так, до 2025 года газифицированы будут объекты общей протяженностью выше 300 км на территории шести северных районов.

Сергей Морозов
Заместитель Губернатора Нижегородской области

Еще раз подчеркну, что каждый представленный нами проект многогранен и влияет на решение сразу нескольких проблем. Синергетический эффект от реализации всех перечисленных проектов даст небывалый прорыв в социально-экономическом развитии прежде всего нашего региона, позволит улучшить качество и комфорт жизни граждан, будет способствовать росту реальных доходов населения и инвестиций в экономику.