Дороги и транспорт - приоритет инфраструктурного развития Нижегородской области
В Нижнем Новгороде прошла одна из заключительных отраслевых экспертных сессий по актуализации стратегии развития Нижегородской области. На стратсессии «Инфраструктурное развитие: дороги, транспорт» в стенах Горьковского автозавода присутствовали более 70 экспертов.
Обновление стратегии проводится по предложению губернатора Нижегородской области Глеба Никитина.
За счёт федеральной целевой поддержки за шесть лет, с 2018-го по 2022 год, региону удалось приобрести 820 автобусов (за счёт федеральной поддержки, в том числе по нацпроекту и программе Минпромторга). Как отметил в ходе стратсессии заместитель губернатора Сергей Морозов, благодаря специальным казначейским кредитам в 2023 году районы Нижегородской области получат еще более 300 единиц техники.
Автомобильные дороги Нижегородской области
3 место в ПФО
по протяжённости региональных дорог
33,4 тыс. км
длина автодорог в регионе
3 года подряд
лидеры по объёму дорожного ремонта
В 10 раз
увеличено финансирование с 2018 года
4,7 тыс. км
дорог приведено в нормативное состояние за 5 лет
Особое значение для комфорта жителей и экологической безопасности региона имеет развитие электротранспорта. В феврале 2023 года в Нижнем Новгороде вышел в рейс первый трамвай «МиНиН», произведенный на совместном нижегородско-белорусском предприятии в Ворсме Павловского района. До конца 2026 года планируется закупка 170 новых трамвайных вагонов, что вместе с обновлением 149,3 км трамвайных путей и 15 тяговых подстанций позволит уменьшить время в пути на 45%.
В текущем году в регионе также был запущен комплексный проект развития электродвижения: приобретено 180 автомобилей для электротакси, установлены 62 зарядные станции. До конца года экологически чистый таксопарк приволжской столицы будет увеличен ещё на 100 электрокаров одной из отечественных марок. Кроме этого, уже в текущем году будет закуплено 120 электробусов, которые на ряде городских маршрутов заменят изношенные троллейбусы. Планируется, что технику изготовит в том числе «Группа ГАЗ».
Основные темы стратегической сессии были определены так:
- обеспечение транспортной доступности за пределами Нижегородской агломерации;
- развитие сети общественного транспорта агломерации;
- комфортные и безопасные автомобильные дороги.
Участники сессии предложили интегрировать в обновленную стратегию проект развития инфраструктуры скоростного пассажирского флота. Речь идет, в частности, о создании заправочных пунктов на воде и досмотровых павильонах.
Эксперты уверены, что это особенно актуально для Нижегородской области, ставшей флагманом восстановления скоростного пассажирского сообщения на Волге и Оке. Уже сейчас нижегородские суда на подводных крыльях «Валдай 45Р» выполняют рейсы в четырёх регионах. В 2023 году в распоряжение оператора «крылатого» флота приволжской столицы — компании «Водолёт» — поступит первый 120-местный «Метеор», что позволит расширить географию скоростных путешествий еще на пять регионов.
Один из предложенных проектов был посвящён модернизации построенных ранее судов на воздушной подушке (СВП). Дело в том, что они обладают рядом существенных преимуществ, например, могут эксплуатироваться 10-11 месяцев в году, а двигаться — в 1,5-2 раза быстрее судов на подводных крыльях. Чтобы обеспечить надежность таких перевозок, эксперты предложили эти суда «доводить до ума», используя обмен конструкторской документацией между разными КБ и нижегородскую испытательную базу.
В ходе встречи специалисты также выдвинули идею создания в Нижнем Новгороде мультимодального логистического центра (железная дорога — река — автодороги). Суть проекта заключается в консолидации экспортных и импортных грузопотоков в одном месте. Такой универсальный узел поможет разгрузить сухопутную транспортную инфраструктуру, а также снизить стоимость грузоперевозок, что позволит пользоваться услугами центра малому и среднему бизнесу.
Как отметил Сергей Морозов, развитие логистического потенциала Нижегородской области — это стратегическая задача, учитывая, что регион находится на пересечении транспортных коридоров «Север — Юг» и «Восток — Запад».
Также участники стратсессии обсудили вопросы безопасности как пешеходов, так и автомобилистов. По предварительной оценке, около 4 000 км дорог внутри населённых пунктов Нижегородской области должно быть оборудовано тротуарами. Выполнение этого требования позволит надежно развести потоки пешеходов и автомобилей. Этот процесс должен идти одновременно с установкой систем уличного освещения.
Кроме того, было предложено внедрить единые стандарты обслуживания нового пассажирского транспорта для всех автотранспортных предприятий — сервисное обслуживание и сопровождение парка транспортных средств на всех этапах жизненного цикла (контракт жизненного цикла). Это, по мнению экспертов, будет способствовать улучшению качества пассажироперевозок, повышению уровню безопасности движения и комфорта пользователей транспортной сети региона. Пилотный проект предлагается запустить в «Нижегородпассажиравтотрансе».
Увеличить набор водителей и упростить саму процедуру их приема на работу, по мнению экспертов, поможет создание на базе автотранспортных предприятий учебно-производственного комбината.
Ещё одна идея, представленная на встрече, касалась создания сети перехватывающих парковок. Так, было предложено организовать стоянки на въездах в город, чтобы жители пригорода могли там оставлять свои автомобили и пересаживаться на общественный транспорт. А для жителей областного центра предполагается создание парковок на выездах из крупных жилых массивов. Для пользователи таких стоянок можно было бы разработать льготный тариф поездок на общественном транспорте. Сергей Морозов отметил, что подобный опыт очень хорошо показал себя в городе Бор, где перехватывающая парковка расположена рядом со станцией канатной дороги.
Также в ходе стратегической сессии была предложена инициатива «Зеленый коридор», предполагающая приоритет проезда общественного транспорта (интеллектуальные транспортные системы, выделенные полосы, ликвидация заторов на улично-дорожной сети).