День знаний: школьное образование региона в Год педагога и наставника
День знаний – отличная проверка инфраструктуры. Начало учебного года покажет, насколько регион готов к новым вызовам, достаточно ли мест, если ли опасность вторых смен, достаточно ли образовательных площадок для творческой реализации каждого подростка. Об этом в регионе позаботились заранее, регулярно внедряя изменения на уровне школьного образования.
Изучаем, новые возможности современного нижегородского школьника.
Интересные проекты 2023 года
За пять лет в Нижегородской области построено 19 школ, которые позволили принять 13 тысяч человек, а капитальный ремонт выполнили в 309 школах, в 18 из них — комплексный. До конца текущего года в эксплуатацию планируется ввести 11 школ и еще две появятся в следующем году. В планах строительство 22 школ и нового корпуса Школы 800 «Сормово».
Программа капитального ремонта предусмотрена и в удаленных районах, например, в Ардатовском, Большеболдинском, Большемурашкинском, Краснооктябрьском, Лысковском, Сокольском, Сеченовском муниципальных округах, г.о.г. Чкаловск и г.о.г.Нижний Новгород.
Электронная доска или дневник, а также «витрина» данных «Моя школа» — далеко не все цифровые возможности школ. Именно цифровизация во многом способствует обеспечению индивидуального подхода в образовании. Цифровая столица не отстает от общего тренда и обеспечивает школы современным оборудованием. Кстати, Нижегородская область в числе первых 15 пилотных регионов начала внедрение цифровой образовательной среды. В рамках проекта для 119 школ приобретено современное компьютерное, мультимедийное, презентационное оборудование и программное обеспечение.
Интересно, что создание новых образовательных учреждений, в том числе в районах области, практикуют и по концессионной модели. Их главная особенность — авторские программы в дополнение основного образовательного процесса. Такая модель позволяет существенно увеличить темпы создания новой образовательной инфраструктуры. Например, в течение двух лет концессионная модель позволит ввести 13 объектов. Эта цифра бьет все рекорды строительства школ, поставленные стандартной моделью прямого финансирования из бюджета.
Первая смена
В прошлом году в регионе из 878 образовательных учреждений со второй сменой работали 187 школ. В борьбе против второй смены за пять лет создано более 13 тысяч новых мест. А вот для ликвидации второй смены возводят новые школы по федеральной программе «Развитие образования» и региональной программе «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения». Кстати, в планах строительство 22 школ и нового корпуса Школы 800 «Сормово».
В ходе одной из самых массовых по числу участников стратегической сессии, посвященной науке и образованию, предложено создание ресурсных центров для подготовки как образовательных методик, так и кадров для сферы образования. Прямо сейчас такие идеи реализуют на базе «Школы 800», лицеев, школ Нижегородской области, а совсем скоро площадкой для них станет и новая школа им. Е.А. Негина на Бору.
Приоритетом школьного образования остается развитие каждого человека. Совсем скоро он будет влиять на развитие страны. Гибкие навыки будущих новаторов и изобретателей формируют при помощи якорной образовательной инфраструктуры нового формата. Современный подход призван воспитывать те компетенции, которые позволят говорить не просто о технологической независимости, но о качественном, прорывном развитии инноваций.
С федеральной поддержкой по уникальной модели школы «Летово» на Бору будет построена новая школа имени Евгения Негина. Комплекс, состоящий из школы для одаренных детей на 800 мест, пансиона на 600 мест и сопутствующей спортивной инфраструктуры (бассейн, велодорожки, ФОК, теннисный корт), станет центром развития уникальных талантов детей.
И что важно, все эти школы на старте работы встраивают в сетевую бесшовную модель с ключевыми университетами (включая будущий ИТ-кампус «Неймарк») и партнерами региона для обеспечения еще более качественной ранней профориентации и развития практикоориентированного гибкого образования.
Кадры
Сейчас в регионе требуется около 400 учителей, а после строительства новых школ кадров потребуется еще больше. Для того чтобы решать проблему дефицита, привлекая новых сотрудников в школы, профильное министерство не только сотрудничает с педагогическими вузами, привлекая их выпускников, но и разрабатывает новые программы поддержки – например, «Земский учитель».
Кроме того, запущен процесс создания федерального технопарка профессионального образования на базе «Нижполиграфа», который станет ресурсным центром для повышения квалификации преподавателей средних профессиональных учебных заведений со всей страны. Именно там планируют открыть более 50 учебных мастерских и производственных площадок для повышения квалификации по нескольким десяткам специальностей. Ежегодно образовательное пространство сможет принимать до 10 тысяч человек.
Заинтересовать молодого педагога остаться в профессии помогают именные стипендии и гранты.
Школа 800
Уникальный проект для страны. Корпус «Школы 800» в Верхних Печёрах — единственная в стране 5-этажная общеобразовательная школа. Её проект разработан с учётом стандартов ESG. Это одно из первых учреждений подобного формата, созданное в рамках государственно-частного партнерства. А еще это флагманский центр обучения не только школьников, но и повышения квалификации учителей.
На базе школы для них организовано специальное обучение и создан форум «Педагогические каникулы». Прямо сейчас в «Школе 800» работают над тем, чтобы привнести психологический комфорт учеников, открытость новым идеям и методикам среди педагогов, нацеленность на взращивание осознанности в детях.
Одной из составляющих такого осознанного образовательного процесса пилотного объекта госпрограммы «Современная школа» является критериальная система оценивания, отличающаяся от стандартной 5-балльной шкалы.
Еще одной её особенностью стало расписание. Задуманная как школа полного дня, помимо основной учебной программы она позволит школьнику получить доступ к дополнительному образованию, кружкам, мастерским и лабораториям.
Еще один корпус «Школы 800» уже размещен на Автозаводе, где зачислили 800 ребят. А учебный корпус на 1,1 тысячи мест в Сормовском районе находится на завершающей стадии.
Значимо, что в «Школе 800» создали возможности для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с расстройством аутистического спектра. Ребята смогут посещать занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога, заниматься и отдыхать в сенсорной комнате.
Школа креативных индустрий
Теперь за реализацию творческого потенциала молодых людей отвечает еще и Школа креативных индустрий. Создание учреждения дополнительного образования (структурное подразделение Музыкального училища имени М.А. Балакирева) стало возможным благодаря конкурсу федерального проекта «Придумано в России», правительству Нижегородской области и Министерству культуры России.
В результате 60 подростков (от 12 до 17 лет), прошедших конкурс, получат доступ к трем креативным студиям: анимации и 3D-графики, фото- и видеопроизводства, интерактивных технологий. Программа обучения рассчитана на два года.
Для проведения обучения было закуплено современное оборудование – мультстанок, профессиональные фото- и видеокамеры, графические планшеты, фоны и хромакей для фото- и видеосъемки, осветительные приборы, костюм для захвата движения и многое другое.
В ходе обучения ребята ознакомятся со спецификой профессий креативной индустрии, создадут творческие проекты, а также выберут одно из направлений для углубленного изучения. Параллельно с изучением специализированных программ они будут погружаться в мировую художественную культуру, узнают основы предпринимательской деятельности и авторского права, а также будут обсуждать спектакли и фильмы.
Кстати, в регионе есть еще один центр инноваторов. Более 300 талантливых школьников из 24 регионов России благодаря образовательному ИТ-кампусу «Неймарк» (межвузовский центр ИТ, науки и образования мирового уровня для 7000 студентов в центре Нижнего Новгорода) стали частью ИТ-лагерей и стипендиальных программ для олимпиадников. На базе кампуса уже запущены бесплатные программы подготовки инженеров будущего в цифровой среде. В них приняло участие более 500 человек в возрасте от 17 до 46 лет. А лучшие участники уже получили предложения о работе в ведущих ИТ-компаниях региона.