Птичьи «аптеки» и «рестораны» для зайцев. Как в Нижегородской области охраняют и регулируют животный мир
14 марта 2023 | стратегия развития нижегородской области
Птичьи «аптеки» и «рестораны» для зайцев. Как в Нижегородской области охраняют и регулируют животный мир
В Нижегородской области обитают более 370 видов млекопитающих и птиц. Несмотря на то, что грубое и необдуманное вмешательство человека в их жизнь вредно, а для некоторых представителей фауны - фатально, отсутствие внимания с его стороны также может грозить местной фауне серьезными последствиями.
Благодаря мерам, которые принимаются в рамках программы «Охрана животного мира Нижегородской области», утвержденной губернатором, удалось сохранить, увеличить, а в ряде случаев – восстановить исчезнувшие популяции диких животных. Так, например, рысей на территории региона на сегодняшний день насчитывается более 300, медведей – 1,3 тыс., барсуков – около 1,7 тыс., лосей – свыше 21 тыс. особей.
По холодным следам
Фото министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
Это не приблизительное, а почти точное количество диких зверей, которое было зафиксировано в 2022 году. Как и для людей, для них проводится своя «перепись населения». Даже несколько – в регионе организовано более 10 видов учета представителей животного царства.
Один из основных – зимний маршрутный учет, в котором участвуют штатные работники минлесхоза, специалисты охотничьих хозяйств и настоящие «следопыты» - охотники, которые разбираются в следах животных. Именно благодаря им эксперты по методике Минприроды России устанавливают численность обитателей той или иной местности.
Маршрут закладывается от 5 километров до – максимум - 15. Первый день идет «затирка» следов: идем либо на лыжах, либо на снегоходе. Затираем вообще все пересечения, которые есть на маршруте. И на следующий день, спустя 22 часа можно начинать проводить учет пересечений. Учитываем все следы, что есть,
— объясняет егерь охотничьего хозяйства «Сечуга» Андрей Турчак.
В настоящее время как раз завершается зимний маршрутный учет – 2023. Результаты этих исследований позволят оценить состояние популяций животных и принять необходимые меры по их защите и улучшению условий обитания.
«Ванны» для тетеревов и «шведский стол» для косуль
Фото министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
Так, специалисты министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира совместно с представителями охотничьих хозяйств специально устраивают для тетеревиных порхалища и галечники. Первые требуются для того, чтобы птицы могли избавиться от наружных паразитов. Пернатые делают это, «купаясь» в пыли и сухой земле. Но если летом идут затяжные дожди, такие «ванны» им нужно создавать искусственно.
В свою очередь, специальные места с галькой определенного размера нужны одновременно для поддержания здоровья птиц и защиты их от недобросовестных охотников. Дело в том, что тетеревиные специально глотают мелкие камешки, которые в их желудках играют роль гастролитов, важных в процессе пищеварения. Их недостаток может сказаться на репродуктивной функции птиц, а в попытках добыть гальку те вылетают к дорогам, где часто становятся добычей браконьеров.
Не забывают в регионе и о «правильном питании» для зверей, которое кардинально отличается от здоровой пищи человека. Для обмена веществ у животных крайне важна минеральная подкормка. Поэтому для лосей и зайцев организуют солонцы, где них оставляют обычную поваренную соль. Всего в регионе создано порядка 11 тыс. таких «лесных кафе».
В связи с этим наблюдается рост, например, зайца-беляка. Учитывая, что данный вид — часть пищевой цепи хищников, то и их популяция растет,
— отмечает министр лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области Роман Воробьев.
Косули предпочитают более широкий ассортимент продуктов. Для них готовят сено, молодые ветки с листьями, различные корнеплоды. А всеядным медведям в буквальном смысле «накрывают поляну», точнее – целые подкормочные поля.
Суровая необходимость
Фото министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
Кроме этого по результатам учета диких животных принимаются решения о запрете, переносе сроков охоты на отдельные промысловые виды, или же, напротив, о необходимости сокращения количества их представителей.
Хотя некоторым людям охота представляется азартным спортом, а другим – жестоким и бессмысленным развлечением, объективно - это необходимый инструмент регулирования популяций диких зверей. В противном случае один вид может лишить другой пищи и вынудить покинуть привычные места обитания. Или просто истребить его, если речь о хищниках.
Волки к тому же заглядывают и в хозяйские дворы, поедают домашнюю птицу, убивают собак и могут напасть на человека. Поэтому в Нижегородской области недавно в семь раз увеличены премии за добытых «санитаров леса» - с 5 до 35 тысяч рублей.
По сравнению с выплатами за другие виды, на которые разрешена охота, это существенная сумма. Так, за лисиц сейчас можно получить по 1500 рублей. А вот давать им чрезмерно плодиться рискованно – они в числе переносчиков смертельных для человека вирусов.
Очень важно соблюдать требования эпидемиологического законодательства – это вопрос благополучия граждан. Лисицы хоть и красивые животные, но не стоит забывать, что они хищники, которые могут являться переносчиками опасного для человека заболевания – бешенства,
— констатирует председатель Законодательного Собрания Нижегородской области Евгений Люлин.
Регулирование численности фауны допустимо даже в периоды, когда любая другая охота запрещена. Например, начиная с 1 марта 2023 года и до официального старта весенней добычи пернатых человек, замеченный в лесу области с ружьем, автоматически считается браконьером. За единственным исключением - до 31 марта разрешена любительская и спортивная охота на волка.
Не подпустят на «Выстрел»
Фото министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
Безусловно, нелегальные охотники рассчитывают на то, что им удастся избежать подобной встречи с егерем в охотничьих угодьях. Учитывая, что к ним относится более 7 млн. га или 92,5% всей территории Нижегородской области, поставить работников лесхоза у каждого дерева действительно невозможно. Однако здесь на помощь нижегородским лесничим приходят современные технологии.
“
Сейчас в регионе проходит апробация нового прибора «Выстрел», который разработан учеными Нижегородского научно-исследовательского института радиотехники и не имеет аналогов в России,
— говорит Роман Воробьев.
«Выстрел» создан на базе хорошо зарекомендовавшего себя в борьбе с незаконными рубками прибора «Лесник». Система способна фиксировать выстрелы из охотничьего оружия и отправлять сообщение о них на телефон сотрудника госохотнадзора.
Устройство не требует подключения к интернету и стабильной работы сотовой сети в месте, где оно установлено. Попытка вывести его из строя также наказуема, хотя и по другой статье – прибор и в этом случае мгновенно уведомит специалистов, которые быстро доберутся до места на специализированном транспорте.
Парк техники для работников охотничьего хозяйства в регионе обновляется регулярно. В минувшем году было закуплено 16 автомобилей. В этом году планируется закупить еще около 25 машин, лодки, а также более 55 единиц спецоборудования. Все это поможет в сохранении природных богатств региона,
— сообщает губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Статистика свидетельствует, что желающих испытывать судьбу браконьеров становится все меньше. За последний год в регионе было выявлено порядка 1200 нарушений в сфере охоты, из-за которых виновные лишились 35 единиц оружия и должны выплатить штрафы почти на 1,5 млн рублей.
Пойти законным путем гораздо дешевле и проще. Охотничьи билеты, которых в регионе ежегодно выдается более 1000, сейчас можно оформить через многофункциональные центры, сайт государственных и муниципальных услуг Нижегородской области, а также с помощью ведомственной информационной системы «Охотуправление».
Полученный официальный документ и разрешение на добычу объектов животного мира дадут возможность легально охотится на территории 131 специализированного хозяйства региона. Причем у тех, кто участвовал в проведении биотехнических мероприятий, есть преимущество: по жеребьевке им может достаться разрешение на добычу зверя, лимит на отстрел которого крайне невелик, например, медведя.
Редкие звери и где они обитают
Фото министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
Благодаря комплексу мероприятий, направленных на охрану животного мира, в регионе уже неоднократно удавалось восстанавливать популяции животных, считавшихся редкими или полностью исчезнувшими.
Так, бобра в Нижегородской области истребили еще в XIX веке, и более 100 лет он здесь не водились. При этом животное чрезвычайно важно для экологии в целом: плотины, которое оно строит, удерживают воду, что замедляет процесс изменения климата. И уже в ХХ веке данный вид стали завозить из Воронежского заповедника.
Сейчас бобров можно встретить в большинстве водоемов региона. По данным государственного мониторинга, в 2020 году в области насчитывалось более 14,8 тыс. особей, а к 2022 году их число выросло до 17,2 тыс.
Еще раньше – в XVIII веке – местные охотники свели к нулю популяцию байбаков или степных сурков — самых крупных представителей семейства беличьих. В начале 1980-х годов для реакклиматизации европейских представителей вида был организован Уразовский заказник, и степной сурок постепенно начал самостоятельно расселяться и образовывать новые колонии в Краснооктябрьском, Сергачском, Гагинском и Большеболдинском районах.
На сегодняшний день встает вопрос о возможном исключении байбака из Красной книги региона – если в 2012 году этих зверьков насчитывалось чуть более 800, то к 2020 году популяция выросла до 1473 особей.
Ранее подобное случалось, например, с рысью. До 2013 года охота на нее была запрещена. Теперь же в лесных массивах Заволжья и - реже - в южной части области обитают как минимум 338 диких кошек. Дальнейшее увеличение их числа чревато сокращением популяций, являющихся желанной добычей хищницы.
Например, косуль, которых также еще 10 лет назад в области было всего около 200, а сейчас – порядка 3 тыс. Покинув страницы Красной книги, теперь они отнесены к промысловым видам, хотя лимит на их добычу и небольшой.