Бюджет - 2024: социум, инфраструктура, промышленность
Губернатор Глеб Никитин, члены правительства, депутаты Законодательного собрания региона, представители управления Федеральной налоговой службы и Контрольно-счетной палаты обсудили прогноз социально-экономического развития Нижегородской области и наметили основные подходы к формированию областного бюджета на следующий год и плановый период до 2026 года.
Это так называемое «нулевое чтение», которое проводится только перед утверждением особо важных решений. Принятие главного финансового документа, безусловно, относится именно к этой категории. Оно требует не просто понимания, а взвешенного ранжирования по значимости задач, которые будут стоять перед регионом в ближайшем будущем, и чёткого понимания, как именно они будут решаться. То есть «нулевой» отметке предшествует огромный пласт аналитической работы.
Идею проводить подобные «нулевые чтения» бюджета области представители Законодательного собрания высказали еще в 2017 году. Глеб Никитин поддержал предложение, отметив, что конструктивное обсуждение до окончательной верстки документа позволяет сэкономить время на коррективы после его внесения в региональный парламент. Сами же бюджетные приоритеты, обсуждаемые на совещании, фактически определяют жители региона, транслируя их через депутатский корпус.
Предварительные параметры регионального бюджета-2024
По словам и.о. министра финансов Нижегородской области Ольги Сулимы, доходы областного бюджета на 2024 год предлагается сформировать в объеме 292,2 млрд рублей — это больше, чем годом ранее. 39,7 млрд рублей из этой суммы приходится на безвозмездные поступления от Федерации. При этом часть целевых федеральных средств ещё будет распределена ко второму чтению проекта бюджета страны на 2024–2026 годы.
Налоговые и неналоговые доходы самой региональной казны должны составить 252,5 млрд рублей.
По прогнозу, расходная часть первоначального бюджета на 2024 год, как и годом ранее, превысит доходную и составит 295,8 млрд рублей.
При этом дефицит будет существенно — без малого в пять раз — ниже, чем в бюджете на 2023 год: 3,6 млрд рублей против 17,2 млрд рублей. Это тоже отражение возросших возможностей экономики области.
292,2 млрд рублей
доходы
295,8 млрд рублей
расходы
Приоритеты бюджета области на 2024 год
Парламентарии подчеркивают, что проект бюджета основывается на собственном экономическом потенциале страны и региона. Основной упор был сделан на то, чтобы внешние условия не могли повлиять на безусловное выполнение всех социальных обязательств перед нижегородцами. Из общей суммы расходов более 60% будет направлено на финансирование отраслей социальной сферы.
В полном объеме предусмотрены средства на выплату заработной платы бюджетникам с учетом прогнозируемого роста среднемесячного дохода, на соцподдержку граждан, а также содержание и развитие учреждений социальной сферы.
При этом многие из приоритетных для главного финансового документа сфер сами являются источниками дальнейшего притока средств в областную казну. Так, ИТ-кампус мирового уровня НЕЙМАРК, объединив на одной площадке образование, науку и бизнес, поможет решить проблему нехватки специалистов в высокотехнологичных отраслях и стимулирует дальнейшее развитие местного инфотеха. Это при том, что нижегородский ИТ-сектор и так за первые восемь месяцев текущего года продемонстрировал рост экономических показателей на 149,5%, пополнив бюджет за счет налогов.
Создание ИТ-кампуса, а также 13 школ в регионе ведется в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) по концессионным соглашениям. Такой механизм позволяет интенсивнее возводить социально значимые объекты и равномерно распределять нагрузку на бюджет за счет рассрочки платежей.
По уровню развития ГЧП Нижегородская область занимает первое место в рейтинге Минэкономразвития РФ. По концессии в регионе будет создана вторая канатная дорога и дублер проспекта Гагарина, ведётся глобальная модернизация трамвайной сети. В обозримой перспективе это поможет повысить комфорт и скорость передвижения жителей по агломерации, снизить нагрузку на окружающую среду.
Этому же, а также снятию инфраструктурных ограничений, улучшению логистики, что в конечном итоге также позитивно скажется на налоговых поступлениях, способствует грамотное использование регионом других финансовых инструментов. Например, механизмов инфраструктурного меню и льготных программ финансирования.
Благодаря привлечению средств инфраструктурных бюджетных кредитов и льготного финансирования в Нижнем Новгороде будет продолжаться реформа общественного электротранспорта, развитие жилищного строительства и редевелопмент территорий. По использованию этих инструментов регион является лидером в стране. А за счет специальных казначейских кредитов скоро обновится автобусный парк муниципалитетов.
Благодаря тому, что новый транспорт производится на местных автомобильных заводах, эффект от проекта будет заключаться не только в повышении транспортной доступности муниципальных округов области, но и в экономическом подъёме отрасли.
Дискуссионные вопросы
Рассмотрение проекта бюджета не обошлось без предложений по корректировкам отдельных пунктов. Так, парламентарии уточнили детали реализации программы капитального ремонта учреждений начального, среднего и дополнительного образования, льгот на лекарственные препараты, поинтересовались перспективами заключения новых концессионных соглашений, взносами на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Активную дискуссию вызвала необходимость дополнительной поддержки агропромышленного комплекса области на фоне снижения цен на зерно и молоко, удорожания запчастей и горюче-смазочных материалов.
Участники совещания сошлись на том, что финансовые ресурсы для решения этой задачи обязательно будут найдены.
Депутаты договорились продолжить обсуждение «узких мест» на профильных комитетах Законодательного собрания, обобщить и урегулировать их в ходе двух предстоящих чтений проекта закона.
Подводя итоги, Глеб Никитин отметил, что «нулевое чтение» бюджета Нижегородской области на 2024 год прошло в конструктивном русле.