Электролидеры: Нижегородской области поставили «отлично» по развитию электротранспорта
Зампредседателя правительства России Дмитрий Григоренко посетил Нижний Новгород, чтобы оценить ход комплексной программы модернизации городского электротранспорта. Именно этот вице-премьер курирует этот глобальный проект, который реализуется за счёт средств инвесторов, кредитов ВЭБ.РФ, федерального бюджета. Об «обстановке» высокому гостю доложил лично губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Хотя, если говорить точнее, то одним докладом дело не ограничилось…
В состав делегации вошли также директор департамента транспорта правительства России Анатолий Мещеряков, зампредседателя — член правления госкорпорации развития «ВЭБ.РФ» Олег Говорун, глава департамента внешних связей ФАУ «РосдорНИИ» Виктор Остриков, директор департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Сергей Семенов, вице-президент по корпоративным продажам «Группы ГАЗ» Николай Одинцов.
Программа модернизации городского электротранспорта как нельзя лучше вписалась в концепцию комплексной транспортной реформы, которая проводится в Нижегородской области с 2019 года. Регион сразу сделал ставку на экологичный электротранспорт, причём одновременно по нескольким направлениям:
- продление двух веток метро
- модернизация трамвайной сети
- создание электробусных маршрутов
- строительство канатной дороги через Оку
- создание экосистемы для электромобилей, запуск электротакси
- развитие городской электрички
Благодаря реформе нижегородцы получат доступ к экологичному и комфортному транспорту, что является одним из ключевых аспектов формирования качественной и безопасной городской среды.
Ранее глава Минтранса России Виталий Савельев высоко оценил усилия Нижегородской области в «совершенствовании отрасли пассажирских перевозок» во время совещания под председательством президента Владимира Путина. По словам министра, комплексный подход и различные инструменты федеральной поддержки позволяют регионам реализовывать транспортные реформы. Эти преобразования способствуют обновлению подвижного состава, оптимизации маршрутной сети, переходу на экологичный транспорт. С 2023 года у регионов появился механизм специальных казначейских кредитов, одной из первых им воспользовалась именно Нижегородская область.
Новым трамваям – новые рельсы
Вице-премьер в компании губернатора прокатился по обновлённым путям вдоль проспекта Гагарина на современном трамвае «МиНиН», который произведён в Нижегородской области. По словам Глеба Никитина, двухпутный участок трамвайной линии длиной около 5 км — от Мызы до улицы Нартова — планируется открыть в декабре, чтобы пассажиры уже в этом году смогли оценить качество передвижения по новым путям.
Мыза, кстати, станет одним из главных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) нижегородской агломерации: по обособленной трамвайной линии можно «с ветерком» домчать до центра города, скоро будут запущены электробусы, а в 2025 году отсюда отправятся первые поезда до Кстова — новая железнодорожная линия уже строится в рамках инвестпрограммы РЖД.
До весны 2024 года планируется завершить работы по замене рельсов по маршрутам трамваев № 6, 7 на отрезке от Московского вокзала до станции Варя, а также на Сормовском кольце. Важно, что для удобства жителей при ремонте путей были запущены компенсационные маршруты общественного транспорта.
До 2026 года на совместном белорусско-нижегородском заводе «НижЭкоТранс» в Ворсме будет изготовлено 170 вагонов «МиНиН», 26 из них будут особо большого класса. Это полностью закроет потребности города в обновлении подвижного состава.
Модернизация трамвайной инфраструктуры и приобретение новых вагонов происходят в рамках концессионного соглашения, которое осенью 2022 года заключили областное правительство и компания «Экологические проекты». Договор предусматривает реконструкцию почти 150 км линий, то есть абсолютно всех трамвайных путей столицы Приволжья, а также 15 тяговых подстанций и 3 депо.
Кроме этого, имеются планы запуска трамваев от Мызы до Щербинок, а в перспективе — до Ольгина и Новинок: вопрос активно прорабатывается с федеральными властями, имеется предпроектная документация. По словам Глеба Никитина, Нижнему Новгороду требуется ещё 33 км трамвайных путей, прежде всего, в Сормовском и Приокском районах.
«Нижегородское» происхождение электробусов
Вице-премьер также осмотрел депо № 1, где готовятся к запуску первые электробусные маршруты в нагорной части Нижнего. Дмитрию Григоренко показали электробусы сразу двух производителей: ЛиАЗ (Группа ГАЗ) и «МиНиН» («НижЭкоТранс»). И те, и другие пришлись по душе вице-премьеру, при этом он отметил их «нижегородское» происхождение. Отдельно Дмитрий Григоренко подчеркнул, что и те, и другие электробусы — это современный и комфортный транспорт, который к тому же имеет весьма эстетичный вид.
Замена троллейбусов электробусами на ряде маршрутов обусловлена объективными причинами. Во-первых, износ контактной сети превышает 80%, а самого троллейбусного парка — 94%. Электробусная же сеть будет создана за счёт федеральной субсидии. При этом восстановление и развитие троллейбусного движения потребовали бы несоизмеримо больших затрат.
В то же время, электробусная сеть позволит в 2,7 раза увеличить пассажиропоток за счёт продления в активно развивающиеся районы Нижнего Новгорода, включая запланированное строительство свыше 5 млн кв. м жилья в южных территориях города и на Автозаводе. Протяженность маршрутной сети будет увеличена со 157 км до 205,6 км.
Всего в рамках программы в Нижнем Новгороде запланирован запуск 120 электробусов: 58 единиц от ЛиАЗ будут работать в Автозаводском и Ленинском районах, 62 единицы «МиНиН» — в нагорной части города. И такое разделение обусловлено особенностями нижегородского рельефа. Для Автозавода и Ленинского района, где преобладает плоский ландшафт, подойдут электробусы с быстрой зарядкой. Холмистый рельеф нагорной части города требует использования электробусов с батареями повышенной ёмкости, котом требуется длительная ночная подзарядка. По словам губернатора, все электробусы выйдут на линии уже в первом квартале 2024 года.
Для пуска электробусов была создана зарядная инфраструктура. Программа предусматривает установку 53 зарядных станций, все они уже смонтированы и подключены. Зарядные системы компании Hyper расположены на территории двух троллейбусных парков Нижнего Новгорода. Такое размещение позволило сэкономить городу на развертывании станций. Депо станут также инфраструктурным хабом для пользователей личных электрокаров — для них также установлены зарядки.
Управлять зарядными станциями будет отечественная цифровая система. В режиме реального времени она сможет контролировать уровень заряда более 100 электробусов одновременно. Это позволит исключить внеплановую остановку в середине рейса.
Глава Hyper напомнил, что в Нижнем Новгороде также реализуется проект по созданию парка электротакси и зарядной инфраструктуры для личных электрокаров. На сегодня в городе работает уже 250 электротакси отечественных марок. Договоры лизинга заключены на 500 единиц.
Число зарядных станций в регионе достигло 120. При этом зарядки устанавливаются не только в областном центре, но и в других городах и туристических центрах: Дзержинск, Арзамас, Городец, Балахна, Бор, Выкса, Богородск, Кстово, Лысково, Семёнов, Сергач, Павлово, Починки. Таким образом, на электрокаре теперь можно без проблем посетить любой уголок нижегородской земли.
Для комплексной работы транспортной сети в Нижнем Новгороде внедрена цифровая платформа по управлению общественным транспортом. Она позволяет контролировать весь процесс перевозки, в том числе информировать пассажиров об актуальном расписании и маршруте общественного транспорта через мобильное приложение, отслеживать пассажиропоток в режиме реального времени.
Благодаря активному развитию электротранспорта в разы снижаются вредные выбросы. Нижегородцы получают не только возможность передвигаться по городу с небывалым комфортом, но и дышать чистым воздухом.