Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта:
Эффекты:
Изображения:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Инфраструктурное развитие 19 Октября, 2023 года

Нижегородская агломерация укрепляет транспортный каркас: пятому мосту быть

Каждый город, тем более город-миллионник, это огромный и сложнейший организм, который ни на секунду не может замереть в своём развитии. Естественно, это касается и Нижнего Новгорода: растут новые микрорайоны, строятся школы и детские сады, возводятся мосты, прокладываются дороги, расширяются линии метро… Список этот можно и продолжать, но суть в том, что все изменения вместе (и каждое в отдельности) преследуют одну общую цель – создание комфортной среды для жизни нижегородцев.

Горожанин хочет жить в уютной и современной квартире, но при этом быстро и с комфортом добираться до работы, магазина, кинотеатра, спортзала… И желательно, чтобы у человека был выбор: сесть ли, к примеру, на электробус, спуститься в подземку или же поехать на личном автомобиле. И для того, чтобы обеспечить это разнообразие, требуется развитие транспортного каркаса города, хотя в нашем случае правильнее говорить о дорожной инфраструктуре Нижегородской агломерации. В последнюю, кроме областного центра, входят Борский, Дзержинский, Богородский, Кстовский, Балахнинский и Городецкий округа. Нижегородская агломерация является крупнейшей в Поволжье. Она – драйвер экономического роста всего региона: здесь сконцентрировано более 60% населения области и 75% валового регионального продукта (ВРП).

Сергей Морозов
и.о. заместителя губернатора Нижегородской области

За обсуждением экономического эффекта, который получит регион от развития Нижегородской агломерации, не стоит забывать о том, что речь идёт прежде всего о людях. Каждый шаг мы должны делать, исходя из предполагаемой пользы для нижегородцев и наших гостей. Задача перед нами стоит крайне интересная и весьма непростая — необходимо постараться предусмотреть сразу всё: рост доступности образования, строительство качественного жилья, повышение мобильности населения, создание высокооплачиваемых рабочих мест, формирование комфортной городской среды и многое другое.

Развязка в деревне Ольгино надёжно связала Нижний Новгород с южными территориями региона.
Развязка в деревне Ольгино надёжно связала Нижний Новгород с южными территориями региона.

Базовая программа развития агломерации включается в себя три основных направления: развитие жилищного строительства, в том числе южных территорий Нижнего Новгорода; реформа общественного транспорта; редевелопмент исторического центра. Юг столицы Приволжья — это посёлок Новинки и деревня Ольгино, которые совсем недавно вошли в состав областного центра. Эти площади предлагается развивать с помощью инновационного механизма комплексного развития территории (КРТ). Недавно, для обеспечения связности территорий, здесь было завершено возведение крупной развязки: масштабное жилищное строительство будет полностью синхронизировано с дорожным каркасом. Транспортная доступность нового микрорайона будет обеспечена путём строительства дублёра проспекта Гагарина, в состав которого войдёт пятый мост через Оку.

Внутригородские магистрали такого масштаба в постсоветской истории Нижнего Новгорода ещё не строились. Да, появляются новые локальные проезды, расширяются существующие дороги. Ярким примером служит Комсомольское шоссе, где минувшим летом развернулась солидная ремонтная кампания: расширена проезжая часть, появились новые поворотные полосы, обновлён тротуар, приведён в порядок виадук.

Выгода для города и горожан

Проспект Гагарина является единственной транспортной артерией, соединяющей жилые массивы и промышленные районы, расположенные вдоль Оки, с деловым и историческим центром Нижнего Новгорода. Кроме того, эта городская магистраль примыкает к федеральной трассе Р-158 «Нижний Новгород — Саратов», по которой можно быстро добраться до новой скоростной дороги М-12 и центров паломническо-туристического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров».

Дорожная ситуация на проспекте Гагарина на сегодняшний день далека от идеальной: среднегодовая суточная интенсивность движения транспорта здесь превышает 73 тыс. авто/сутки, а к 2030 году увеличится до 110 тыс. авто/сутки. Уровень загрузки магистрали в пиковые часы превышает 100%, поэтому необходимо разгрузить одну из главных дорог Нижнего Новгорода.

В радиусе проспекта Гагарина расположены крупные жилые комплексы, несколько университетов, больницы и производственные предприятия.
В радиусе проспекта Гагарина расположены крупные жилые комплексы, несколько университетов, больницы и производственные предприятия.

Строительство дублёра проспекта Гагарина позволит обеспечить транспортную доступность более 7 млн кв.м жилья. Речь идёт о 240 тыс. человек – потенциальных жителях новых жилых комплексов, построенных в том числе на площадках КРТ в деревне Ольгино и посёлке Новинки – только здесь планируется ввести около 3 млн «квадратов». Благодаря созданию социальной и иной необходимой для комфортного проживания инфраструктуры на южных территориях столицы Приволжья сформируется новый район с населением около 130 тыс. человек. В целом же, с учётом перспективной застройки, зона действия дублёра охватит 613 тыс. нижегородцев.

Мост через Оку, строительство которого предусмотрено в рамках 4 очереди дублёра проспекта Гагарина, станет пятой переправой через эту реку в Нижнем Новгороде. Он значительно повысит транспортную связанность заречной и нагорной частей города, разгрузит существующую улично-дорожную сеть и крайне перегруженный Мызинский мост: прогнозируется, что к 2040 году по нему в среднем будут проезжать 68 тысяч автомобилей в сутки.

Сергей Морозов
и.о. заместителя губернатора Нижегородской области

Дублёр проспекта Гагарина – это долгожданный проект, который решит накопившиеся десятилетиями проблемы в логистике между сразу несколькими крупными районами города, и обеспечит подключение строящегося жилья к улично-дорожной сети. Правительством области была проведена большая подготовительная работа для формирования проекта концессионного соглашения. Уже через четыре с половиной года нижегородцы получат новую, современную магистраль. Реализация такого масштабного проекта стала возможным благодаря поддержке правительства РФ и Минтранса России – с появлением механизма инфраструктурных бюджетных кредитов.

Дублер проспекта Гагарина – уже реальность

Правительство Нижегородской области уже опубликовало проект концессионного соглашения по строительству дублёра проспекта Гагарина. Началась процедура отбора концессионера для реализации масштабного регионального инфраструктурного проекта, включающего 2, 3 и 4 очереди новой городской магистрали протяженностью 12,8 км: от пересечения с улицей Ларина до улицы Фучика в Автозаводском районе, включая строительство нового моста. Стоимость указанных очередей составит 64,44 млрд рублей, однако она может быть уточнена по результатам заключения госэкспертизы.

Новые микрорайоны должны быть обеспечены качественными дорогами.
Новые микрорайоны должны быть обеспечены качественными дорогами.

В рамках проекта предполагается привлечение финансирования из различных источников, включая инфраструктурные бюджетные кредиты, банковское проектное финансирование и прямые федеральные субсидии. Последние планируется направить на самую капиталоемкую и технологически сложную часть проекта — строительство новой переправы через Оку. В сентябре 2023 года регион подал соответствующие заявки в Федеральное дорожное агентство для привлечения средств в размере 19,8 млрд рублей.

Важно отметить, что в настоящее время федеральное финансирование по крупным дорожным проектам предоставляется исключительно в форме частичного софинансирования капитальных расходов в рамках концессионных соглашений, что повлияло на юридическую схему реализации проекта.

За 9 месяцев 2023 года в Нижегородской области введено 1,5 млн кв. метров жилья.
За 9 месяцев 2023 года в Нижегородской области введено 1,5 млн кв. метров жилья.

Концессионное соглашение предусматривает два варианта реализации проекта: с привлечением федерального финансирования — строительство 2, 3 и 4 очередей или без федеральной помощи — 2 и 3 очередей протяженностью 9 км. Строительство 2 и 3 очередей является критически важным, учитывая, что они являются частью будущей улично-дорожной сети крупнейших проектов развития территорий в Ольгине и Новинках.

Так или иначе, планируется, что проезд по дублёру проспекта будет платным. Организация сбора платы запланирована с использованием безбарьерной системы free-flow, что даст возможность безостановочного проезда транспорта без снижения скорости по всем очередям магистрали. Базовый тариф для легковых автомобилей запланирован в размере 4,48 рублей за километр, для грузовых — 7,46 рублей за километр. Плата за проезд будет поступать в региональную казну, что позволит содержать дорогу в нормативном состоянии и частично возвращать заёмные средства.

Важно, что горожане, проживающие непосредственно в орбите строительства дублёра, получат право бесплатного проезда по автодороге к своим домам.

Первые электробусы уже вышли на дороги Нижнего Новгорода.
Первые электробусы уже вышли на дороги Нижнего Новгорода.

Как уже было сказано, новая автодорога станет частью транспортного каркаса Нижегородской агломерации. В совокупности с другими проектами в рамках комплексной транспортной реформы — строительство второй канатной дороги, закупка электробусов, модернизация существующей трамвайной инфраструктуры — уже в ближайшем будущем больше половины жителей Нижнего Новгорода получат качественно новую транспортно-логистическую среду для жизни и работы.