5 мая 2023 | стратегия развития нижегородской области

5 причин увидеть оперу «Кармен» в эти выходные

Яркую оперу Жоржа Бизе «Кармен» в эти выходные, а также 27 и 28 мая вновь дадут в Оперном театре. На премьере был аншлаг. Разбираемся, почему изучать классику лучше на языке оригинала и в новой интерпретации молодого режиссера Лизы Мороз.

Новый уровень

Нижегородский театр оперы и балета им. Пушкина постепенно завоевывает зрительское внимание и высокие позиции в российском театральном рейтинге, становясь одним из важных ньюсмейкеров культурной жизни региона. Доказательство – постановка оперы «Кармен», которая сильно отличается от предшественников. Созданная в лучших трендах музыкального театра, спустя 148 лет с момента первой премьеры, впечатляет. За именами артистов, указанных в брошюрах, в Нижний Новгород стремятся даже из столицы.

Причина заметных перемен, в том числе перезагрузка репертуара и стремление театра выйти на новый уровень, кроется в амбициозном планировании нового руководства. Серьезные изменения в труппе оперного театра произошли два года назад, когда художественным руководителем был назначен Алексей Трифонов, а главным дирижёром Дмитрий Синьковский. Узнать руку мастера можно в его опере «Орфей и Эвридика», украсившей новую концертную площадку театра в пакгаузах на Стрелке.
Вслед за расширением исторического исполнительства в программе - обновленный курс, намеченный в театре - появляются оригинальные премьеры. Такой и стала опера Жоржа Бизе «Кармен» в постановке режиссера Лизы Мороз, знакомой нижегородцам по спектаклю «Смех по съеденному сердцу Офелии». Действие переосмысленной классики разворачивается в пространстве театра, который по необъяснимым причинам закрыт для публики. Главная героиня по имени Кармен, в которой кипит творческая энергия, желая расшевелить людей, вывести их из неопределенного состояния, организовывает с ними спектакль.

Сюжет

История выстроена на сцене с театральным реквизитом и танцами в стиле фламенко. Перед нами разыгрывают театр в театре: выходят с листочками текста пьесы, слушают подсказки суфлера, наблюдают за действием со стороны, контролируя ход пьесы. Тут же двигают декорации и передают реквизит. Массовые сцены Лиза Мороз и режиссер по пластике Иван Рюмин ставят с грандиозным размахом – пестрая толпа танцующих и поющих буйствует в бурлеске, и совершенно непонятно, как этот бурлеск рождается из камерных сцен оперы.
Постановка «Кармен» оригинальная, интересная, интригующая. Великолепный оркестр и голоса. Сложные декорации – на уровне лучших театров мира. И, конечно, музыка Бизе, которая никого не может оставить равнодушным. Горжусь нашими артистами и театром,
– отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
По мере развития сюжета режиссеру удается продумать психологические мотивации действий героев. На сцене не просто испанская цыганка и влюбившийся в нее без памяти и ради нее присоединившийся к бандитской шайке солдат. На сцене – артисты, которые играют эти роли. Театру удалось собрать выдающийся актерский состав, лучших исполнителей оперы «Кармен» со всей страны: партию Кармен исполняют Наталия Ляскова и Екатерина Лукаш. Партию Дона Хозе воплощают приглашенный артист театра «Геликон-Опера» Иван Гынгазов и Сергей Кузьмин. Партию Эскамильо исполнят Гарри Агаджанян и Олег Федоненко. Важный дебют – на премьере Микаэлу представляла звезда мировой оперной сцены, Лауреат Премии Президента и национальной театральной премии «Золотая Маска», а теперь и солистка Нижегородской оперы – Венера Гимадиева.

Легендарное имя героини Кармен в любой точке мира вызывает свои ассоциации. Часто это штампы: красный цветок в волосах, черные волосы, яркое платье. Режиссер новой постановки считает, что у одной из самых популярных опер в мировом репертуаре есть необходимый потенциал, чтобы говорить о важных вещах. За счёт бесчисленного количества вариаций история, превращенная в театрально-музыкальный миф, поможет осмыслить природу человеческих отношений, а также сам театр как таковой.
Для меня было важно поговорить о «Кармен» как некой матрице и придумать особенную историю только для Нижегородского театра. «Кармен» настолько обросла и запылилась всевозможными клише и нашими представлениями, что с ней очень сложно работать. Слыша отдельные ноты, ты уже представляешь какую-то картинку. Мне хотелось бы придумать обстоятельства, которые эти клише немножко бы «подснимали и помогли посмотреть на материал непосредственным, порой наивным взглядом»,
— делится режиссер Лиза Мороз.

Декорации

Седьмая постановка «Кармен» за всю историю нижегородского театра получилась особой, фантазийной. Это тоже будет важным её отличием от классики, ведь современники композитора Жоржа Бизе оперу не признали за её поражающий реализм. Несмотря на провал премьерного показа были и те, кто сразу понял задумку гения. Например, Петр Чайковский, увидев оперу в Париже, пророчил ей скорый успех. Он написал, что через 10 лет она станет самой популярной оперой в мире. Так и произошло. Но восторга публики от «Кармен» в Вене её автор уже не застал.

Нереальным происходящее на сцене сегодня делают мотивы постоянной игры, свободы, придуманная французом Испания. Все три часа грань между театральной постановкой и реальными событиями постоянно стирается, а сонь и явь смешиваются воедино. Этой магии способствуют декорации. Театральное закулисье, выстроенное на сцене, представляет собой конструкции в три этажа с лестницами и пролетами. Отдельные башни, соединяясь, превращаются в стену.

Всю роскошь оригинальных конструкций зритель может оценить только, досмотрев до конца. Знаменитая ярусная арена для корриды будет трансформироваться в табачную фабрику, затем в казарму, чуть позднее в тюрьму с решетками. Наградой внимательному зрителю станут массивные головы золотых быков, которые развернут к зрителю в последнем акте. Масштабные декорации, призванные многократно трансформировать пространство сцены, стали первой работой в театре Дениса Шибанова, который ранее изобретал миры фильмов «Бубен, барабан», «Все умрут, а я останусь» и «Дау».
Я хотела, чтобы артисты фантазировали, создавая по ходу действия то горы, то фабрику, то арену для корриды. Поэтому декорации представляют собой некий конструктор, из которого каждая сцена создается. В принципе на протяжении всего спектакля мы видим одну декорацию, которая каждый раз становится локацией и открывается по-новому,
— рассказала Лиза Мороз.

Костюмы

Оформление премьеры вдохновлено эстетикой Испании 30-х годов ХХ века. Но вот наряд главной героини, черное бархатное платье, не стало образцом испанского стиля. Оно лишь подчеркнуло силу персонажа Наталии Лясковой и Екатерины Лукаш, властной женщины, дразнящей окружающих мужчин.

Зрителей впечатлит большое количество эффектных перевоплощений. Например, артисты хора сменят образы шесть раз – кропотливая работа художников по костюмам Ольги и Елены Бекрицких. Именно они создавали космические образы к премьерной постановке «Орфея и Эвридики».
Силами театра и питерской мастерской было изготовлено более 200 предметов одежды, 80 головных уборов, 70 пар обуви. Надеюсь, что костюмы произведут впечатление на зрителя,
– отметила директор Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина Татьяна Маврина.

Музыка

Нижегородцы смогут познакомиться с почти аутентичным вариантом «Кармен», в котором оперные речитативы соединены с разговорными диалогами, созданными по традициям комического театра. Важный пункт – постановку театр делает силами штатных солистов. Единственным приглашенным солистом стал Иван Гынгазов. В центре внимания – исполняющие заглавную роль Наталия Ляскова и Екатерина Лукаш, передающие разные грани эмоций только голосом. Буйная и пылкая опера Бизе превратилась у Дмитрия Синьковского из ярких цветовых пятен любви, ревности и азарта в тончайшее полотно звуков и историй.
Музыка из оперы «Кармен» у всех на слуху. Однако мы подошли к ней с чистого листа, не пытаясь отталкиваться от устоявшихся традиций и штампов. Нам хотелось построить свою персональную историю,
— рассказал дирижер-постановщик Дмитрий Синьковский.
Помимо исторических сюжетов новая команда продолжает работу по приведению театра к современным музыкальным стандартам. Раньше по советской традиции классические иностранные оперы здесь исполняли только на русском. Такой ход помогал зрителям разобраться в происходящем. Однако по-настоящему оценить классику можно только на языке оригинала, так как язык изначально был частью написанной музыки. Теперь со сцены зритель слышит французский, а текст реплик и арий дублируется в переводе на крупных панелях для титров.
Это невероятный прогресс. Оперный уже не будет прежним, он стремительно движется в прочные лидеры под руководством Алексея Трифонова. Дирижёр-постановщик оперы – Дмитрий Синьковский, ставший знаком качества наших премьер, вывел хор и оркестр на новый уровень звучания,
– рассказал Олег Беркович в своем телеграм-канале.

Пушкинская карта

Такое внимание к музыкальному качеству, детальная проработка образов, азарт актеров превращает постановку в событие федерального масштаба. Можно сказать, что премьера «Кармен» подтвердила верность стратегии нового руководства театра, которые трудятся над афишей для пакгаузов. Планы грандиозные. В том числе программа сочинений композиторов-юбиляров: Рахманинова, Шенберга и Равеля, премьера оперы «Любовь д'Артаньяна» советского композитора Моисея Вайнберга и многое другое.

Постановка «Кармен» в Нижегородском театре оперы и балета – уникальный союз современного взгляда и классики. Авторы нашли гармоничный рецепт создания зрелищной постановки, которая точно перенесет зрителей в мир театра. Насладиться оперой «Кармен» на языке оригинала можно будет 6, 7, 27 и 28 мая. Билеты доступны в кассе театра и на официальном сайте.
Напомним, что приобрести билет на событие также можно по «Пушкинской карте». Федеральный проект создан, чтобы у молодых людей была возможность посетить лучшие культурные события.
Читайте по теме:
Планы на выходные в Нижегородской области
Нижегородская область собирает друзей: что приготовили гостям в 2023 году
Небывалый год: рассказываем об итогах туристического сезона-2022 в Нижегородской области