С детства в карьеру: новые подходы в профориентации
Нижегородская система образования перестраивается под современные вызовы экономики страны. Регион всегда имел сильную инженерную школу. И сейчас большое внимание уделяется именно техническим специальностям. А в последние годы в школах и учреждениях допобразования открываются всё новые профильные классы — инженерные, агро-, ИТ и других направлений.
Также в Нижегородской области работают детские технопарки «Кванториум» и «ИТ-кубы». Для школьников разработаны методы для профориентации, в том числе с помощью VR-технологий, и организованы экскурсии на современные высокотехнологичные промышленные предприятия.
Что такое бесшовная система образования и какая работа проводится, чтобы заинтересовать школьников будущей профессией? Расскажем в нашем материале.
Классная подготовка
В школах региона открыто более 600 профильных классов, в которых учатся почти 11 тыс. детей. Профильные предпрофессиональные классы систематизированы в 11 отраслевых направлений и охватывают практически весь реальный сектор экономики. В отличие от углубленных классов профильное обучение даёт школьникам практические навыки.
«Это инновационный подход к образованию, подготовка учеников ведется качественно. Сейчас мы работаем над повышением уровня выпускников профильных классов, что, несомненно, отразится на их карьерной траектории», — отметила ректор Нижегородского института развития образования Елена Окунькова.
Так, Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» является индустриальным партнером восьми инженерных классов в шести школах региона с 2023 года. В авиастроительных классах учатся около 200 ребят.
Школьников знакомят с производственными площадками, показывают процесс изготовления самолета, литейный цех. Также сотрудники предприятия проводят профориентационные уроки в школах. А в старших классах приглашают ребят на практику.
При поддержке Горьковского автомобильного завода в рамках его программы развития территорий «Новый социальный вектор» (реализуется при поддержке промышленника Олега Дерипаски) в пяти школах Автозаводского района Нижнего Новгорода работают профильные инженерно-технологические классы. Они являются частью фирменной системы подготовки кадров автомобильного завода. Она включает в себя образовательные проекты на региональном и федеральном уровнях, экспертную и материальную поддержку профориентационных инициатив, работу с учреждениями среднего, среднего профессионального и высшего образования.
«В современных реалиях задача расширения программ подготовки профессиональных кадров для промышленных производств особенно актуальна. В фокусе внимания промпредприятий — ранняя профориентация и развитие инженерно-технического творчества», — сказала директор по персоналу «Группы ГАЗ» Елена Марштупа.
В шести школах Нижнего Новгорода в инженерных судоклассах обучаются будущие корабелы. В инженерных 10-х классах ребята углубленно изучают математику, физику, информатику. Кроме того, дополнительно организована внеурочная деятельность судостроительной направленности. Обучение проходит при поддержке нижегородского завода «Красное Сормово», Нижегородского технического университета и Санкт-Петербургского морского технического университета.
Сразу в 42 школах Нижегородской области работают аграрные классы. Программу для агроклассов разработали в Нижегородской сельскохозяйственной академии. Они позволяют готовить кадры с прицелом под конкретные задачи АПК. Ребята изучают современные технологии в сельском хозяйстве, а также посещают ведущие предприятия региона.
Кванториумы и ИТ-кубы — бонусы образования
Для дополнительного погружения в будущую профессию в области работают 9 детских технопарков «Кванториум» и 7 ИТ-кубов. Детские технопарки открыты на Бору, в Сарове, Нижнем Новгороде на базе Горьковского автомобильного завода. Два технопарка «Кванториум» обучают детей при школах в Нижнем Новгороде и Кстове, а три мобильных «Кванториума» выезжают в отдаленные муниципалитеты области.
Занятия в «Кванториумах» бесплатные. Они рассчитаны на детей 7–14 лет и разделены на направления: «Автоквантум», «Промробоквантум», «Хайтек», «Промдизайнквантум», «DATA-квантум», «VR/AR-квантум» и другие. Каждый квантум — это один учебный год. В 2023 году в «Кванториумах» занимались более 9 тыс. ребят, а в мероприятиях технопарков приняли участие более 40 тыс. детей.
В центрах цифрового образования, ИТ-кубах Нижегородской области за учебный год погружение в профессии информационных технологий проходят обучение более трех тысяч детей.
Ориентация на профессию
Определиться в выборе профессии школьникам помогает Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), где они знакомятся со специальностями, в том числе с помощью VR-технологий. За 2023 год изучить работу пожарного, токаря, оператора БПЛА, машиниста крана, логиста в виртуальной реальности смогли 2682 школьника.
Также ЦОПП организовывает экскурсии на предприятия для школьников. Там они могут познакомиться с историей, производственным циклом и технологиями ведущих нижегородских предприятий, а также подробнее изучить содержание деятельности ряда востребованных на современном рынке труда профессий.
Куда можно попасть с экскурсией?
- АО «Княгининская швейная фабрика»
- ЗАО «Завод Труд»
- АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь»
- ЗАО «Чкаловская швейная фабрика»
- ООО «Богородская обувная фабрика»
- ПАО «Завод им. Г. И. Петровского»
- Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ)
- ПАО «Русполимет»
- ЗАО «Богородский швейно-галантерейный комбинат»
- ООО «Спасский промкомбинат»
- Центр противопожарной пропаганды и общественных связей
- НАЗ «Сокол»-РСК «Миг»
- ООО «Торговый дом «АГАТ»
Ученики посещают дополнительные тематические занятия и изучают рабочие процессы на предприятиях региона. Знакомятся с профессиями и разрабатывают собственные проекты.
Единая концепция профориентационной работы
В настоящее время министерство образования Нижегородской области совместно с другими ведомствами и специалистами в сфере образования разрабатывает проект, направленный на осознанный выбор профессии детьми – от детского сада до вуза.
Проект предполагает создание экосистемы профориентации, которая будет включать в себя всех участников процесса: детские сады, школы, организации среднего профессионального образования, вузы и предприятия. Кроме того, планируется разработать и внедрить методические рекомендации, учитывающие профессиональные, возрастные, психологические и региональные особенности.
Таким образом, в регионе идёт работа по созданию системы бесшовной профориентации, основанной на общих подходах к образованию и организации учебного процесса.