От трактора до электробуса: зачем в Нижний Новгород приезжал премьер Белоруссии
Премьер-министр Белоруссии Роман Головченко второй раз за 2023 год побывал в Нижегородской области. В феврале он посетил «Красное Сормово» и ГАЗ. А 22–23 ноября глава республиканского правительства побывал сразу в двух городах региона: Нижнем Новгороде и Арзамасе.
У трапа самолета в аэропорту «Чкалов» Романа Головченко встретил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин (который, к слову, посещал Белоруссию в апреле 2023 года). Премьер-министру показали набережную Стрелки, затем они с главой региона посетили Александро-Невский кафедральный собор и Пакгаузы, где сейчас проходит выставка «Горизонт. К 90-летию Эрика Булатова».
Очевидно, что в последнее время интенсивность взаимных визитов нижегородской и белорусской сторон стремительно выросла. Оно и понятно: Запад от добрососедских отношений отказывается, поэтому отношения двух союзных государств по определению становятся не только дружественными по духу, но и стратегическими — с политической и экономической точек зрения.
Главной точкой недавнего визита Романа Головченко в столицу Приволжья стало XVIII заседание Совета делового сотрудничества Нижегородской области и Республики Беларусь, на котором обсуждались вопросы взаимодействия и совместные проекты. Здесь стороны обсудили ряд проектов, в том числе производство российско-белорусских трамваев «МиНиН», сотрудничество в сфере агропрома и IT. Но прежде, чем сесть за круглый стол, гостя ждал один сюрприз.
Ещё один «МиНиН» приехал на Родину
В Нижнем Новгороде премьеру Роману Головченко был представлен первый электробус, выпущенный на совместном нижегородской-белорусском предприятии «НижЭкоТранс» в Ворсме. С конца прошлого года там производятся трамваи под маркой «МиНиН» — первые 10 единиц уже возят нижегородцев (ещё четыре прибудут в столицу Приволжья до конца года).
Производители решили, как говорится, не менять коней на переправе, поэтому и второе детище окрестили в честь героического земляка — Кузьмы Минина. Того самого, который вместе с князем Дмитрием Пожарским создал Второе (Нижегородское) ополчение, освободившее от польско-литовских интервентов Москву в 1612 году. «МиНиН» — это также слитые воедино названия двух городов: Минск и Нижний Новгород.
«Первый электробус – огромный скачок для региона! В добрый путь!» - написал глава Нижегородского региона на стекле первого доставленного в Нижний Новгород электробуса «МиНиН».
«Приятных поездок!» - вывел маркером на окне новенького электробуса премьер Головченко.
Электробусы «МиНиН» выпускаются совместно с белорусской компанией «Белкоммунмаш». В Ворсме планируется собрать 62 единицы, то есть около половины от всех электробусов, заказанных для столицы Приволжья по федеральной программе обновления электротранспорта, инициированной президентом России Владимиром Путиным.
В Нижегородской агломерации в ближайшие несколько лет планируется провести масштабное обновление системы электротранспорта: будут закуплены электробусы, обновлён парк трамваев, переложены пути. Всё это элементы комплексной транспортной реформы, реализуемой в Нижегородской области с 2019 года. Перемены должны затронуть буквально всех нижегородцев: сократится время в пути, вырастет комфорт поездок, улучшится экологическая обстановка в регионе.
Нижегородский общественный электротранспорт уже сейчас включает в себя не только метро, троллейбусы и трамваи, но и такси. Дело в том, что столица Приволжья официально стала первым нестоличным городом России с целым таксопарком из электромобилей: в конце 2022 года было приобретено 180 седанов отечественной марки Evolute.
Электробусы станут ещё одним фрагментом пазла нижегородской системы электротранспорта. При этом в столице Приволжья не собираются полностью отказываться от троллейбусов, но электробусы позволят «дотянуться» до новых ЖК: «Цветы», «Новая Кузнечиха», «Торпедо», «Новинки Smart City» и пр. Один из маршрутов, например, протянется до микрорайона Верхние Печёры, куда когда-то ходили «рогатые». Только в нагорной части города электробусы позволят увеличить маршрутную сеть на 42% — до 63,5 км.
Важно, что финансировать закупку электробусов регион будет лишь частично, основные затраты покроет федеральная субсидия на развитие электротранспорта. Не стоит забывать, что нижегородская троллейбусная инфраструктура изношена более чем на 80%. Для полного обновления контактной сети и реконструкции тяговых подстанций нужны миллиарды рублей. Создание зарядной инфраструктуры для электробусов обойдётся кратно дешевле. Приобретение 120 электробусов потребует установки 53 зарядных станций в депо № 1 (нагорная часть) и депо № 3 (Автозаводский и Ленинский районы).
Вектор сотрудничества на ближайшие 3 года
Сразу после презентации электробуса на площадке Корпоративного университета правительства Нижегородской области состоялось XVIII заседание совета делового сотрудничества нашего региона и Белоруссией. Его провели Роман Головченко и Глеб Никитин.
На заседании был подписан план мероприятий на 2024–2026 годы по исполнению программы развития сотрудничества между Нижегородской областью и Белоруссией. В него вошло более 70 совместных проектов в сфере промышленности, ИТ, образования, культуры и туризма.
По словам белорусского премьера, подписанный документ определяет канву совместной работы на три ближайших года, но это не значит, что стороны будут ограничиваться только содержимым плана. «Эта живая материя, которая будет изменяться в зависимости от поиска новых идей. Очень надеемся на то, что нам помогут наши территориальные единицы, районы Республики Беларусь и муниципальные образования Нижегородской области», — сказал Роман Головченко.
Помимо плана мероприятий, в ходе заседания было подписано несколько соглашений о сотрудничестве, в том числе о дружественных отношениях между Володарским муниципальным округом Нижегородской области и Лидским районом Гродненской области, а также о взаимодействии ряда компаний.
Нижегородская область уже входит в топ-5 субъектов России по экономическому взаимодействию с Белоруссией, которая, в свою очередь, находится на втором месте в структуре товарооборота нашего региона.
За тракторы взялись «капитально»
С тех пор, как Запад отвернулся от России, у отечественных агропредприятий возникли сложности с обслуживанием импортной сельскохозяйственной техники. В таком положении выбор очевидно отдаётся в пользу российских и белорусских образцов. Учитывая этот тренд, Минсельхоз Нижегородской области на заседании Совета заключил соглашение о сотрудничестве с Минским тракторным заводом (МТЗ) по развитию регионального центра капитального ремонта белорусской техники.
Роман Головченко отметил, что Минский тракторный завод готов участвовать в проекте в качестве основного поставщика технологий, запасных частей, узлов и агрегатов. Премьер отметил, что речь идёт не только о ремонте, но и модернизации старых тракторов.
Глеб Никитин подчеркнул, что в хозяйствах региона имеется около четырех тысяч белорусских тракторов — это 60% от общего объёма тракторного парка. Продолжается его активное пополнение.
Как отметил министр сельского хозяйства Нижегородской области Николай Денисов, для снижения финансовой нагрузки на агропроизводителей региональное правительство решило субсидировать до 50% стоимости капремонта тракторов марки «Беларус».
Центр капремонта техники создан на базе компании «Авторемстрой» — официального дилера МТЗ в регионе. Ремонт тракторов там уже ведётся.
Кстати, на техническое обновление аграрных предприятий Нижегородской области в текущем году из областного бюджета направлено более 380 млн рублей.
Белорусы строят на совесть
Разнообразие сфер нижегородско-белорусского взаимодействия подтверждается тем, что после заседания Совета Глеб Никитин и Роман Головченко отправились в Арзамас, где заложили капсулу времени на месте строительства школы на 1 500 мест. Новое учебное учреждение появится в центре города благодаря нацпроекту «Образование» за счёт средств федерального, областного и местного бюджетов. Школа станет совместным российско-белорусским проектом.
По словам Романа Головченко, белорусские строители славятся своим ответственным подходом к исполнению обязательств. Объект будет находиться на особом контроле со стороны Беларуси, отметил премьер-министр.
Проект предусматривает возведение здания площадью почти 31,5 тыс. кв. м. Помимо учебных кабинетов, в школе будут размещены блок актового зала, библиотечно-информационный центр (белорусский музей, читальный зал, книгохранилище) и спортивный блок (тренажёрный зал, два спортзала). По данным проектировщиков, на кровле будет расположено техническое помещение телескопа для изучения звездного неба.