Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта:
Эффекты:
Изображения:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Внешние связи 28 Ноября, 2023 года

От трактора до электробуса: зачем в Нижний Новгород приезжал премьер Белоруссии

Премьер-министр Белоруссии Роман Головченко второй раз за 2023 год побывал в Нижегородской области. В феврале он посетил «Красное Сормово» и ГАЗ. А 22–23 ноября глава республиканского правительства побывал сразу в двух городах региона: Нижнем Новгороде и Арзамасе.

У трапа самолета в аэропорту «Чкалов» Романа Головченко встретил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин (который, к слову, посещал Белоруссию в апреле 2023 года). Премьер-министру показали набережную Стрелки, затем они с главой региона посетили Александро-Невский кафедральный собор и Пакгаузы, где сейчас проходит выставка «Горизонт. К 90-летию Эрика Булатова».

Очевидно, что в последнее время интенсивность взаимных визитов нижегородской и белорусской сторон стремительно выросла. Оно и понятно: Запад от добрососедских отношений отказывается, поэтому отношения двух союзных государств по определению становятся не только дружественными по духу, но и стратегическими — с политической и экономической точек зрения.

Главной точкой недавнего визита Романа Головченко в столицу Приволжья стало XVIII заседание Совета делового сотрудничества Нижегородской области и Республики Беларусь, на котором обсуждались вопросы взаимодействия и совместные проекты. Здесь стороны обсудили ряд проектов, в том числе производство российско-белорусских трамваев «МиНиН», сотрудничество в сфере агропрома и IT. Но прежде, чем сесть за круглый стол, гостя ждал один сюрприз.

С виду электробус похож на автобус, но первый отличает бесшумность и плавность хода. Фото: Кирилл Мартынов, ИА «Время Н»
С виду электробус похож на автобус, но первый отличает бесшумность и плавность хода. Фото: Кирилл Мартынов, ИА «Время Н»

Ещё один «МиНиН» приехал на Родину

В Нижнем Новгороде премьеру Роману Головченко был представлен первый электробус, выпущенный на совместном нижегородской-белорусском предприятии «НижЭкоТранс» в Ворсме. С конца прошлого года там производятся трамваи под маркой «МиНиН» — первые 10 единиц уже возят нижегородцев (ещё четыре прибудут в столицу Приволжья до конца года).

Производители решили, как говорится, не менять коней на переправе, поэтому и второе детище окрестили в честь героического земляка — Кузьмы Минина. Того самого, который вместе с князем Дмитрием Пожарским создал Второе (Нижегородское) ополчение, освободившее от польско-литовских интервентов Москву в 1612 году. «МиНиН» — это также слитые воедино названия двух городов: Минск и Нижний Новгород.

«Первый электробус – огромный скачок для региона! В добрый путь!» - написал глава Нижегородского региона на стекле первого доставленного в Нижний Новгород электробуса «МиНиН».

«Приятных поездок!» - вывел маркером на окне новенького электробуса премьер Головченко.

Электробусы «МиНиН» выпускаются совместно с белорусской компанией «Белкоммунмаш». В Ворсме планируется собрать 62 единицы, то есть около половины от всех электробусов, заказанных для столицы Приволжья по федеральной программе обновления электротранспорта, инициированной президентом России Владимиром Путиным.

Глеб Никитин
Губернатор Нижегородской области

Мы активно поддерживаем новые продукты, создание дополнительных рабочих мест как в Республике Беларусь, так и в Нижегородской области. Это стратегия, при которой все выигрывают — растут общие объёмы производства. Причем все совместные проекты межотраслевые, то есть нельзя говорить, что они касаются только промышленности. Например, трамваи и электробусы — это комфортный, удобный общественный транспорт для жителей регионов.

В Нижегородской агломерации в ближайшие несколько лет планируется провести масштабное обновление системы электротранспорта: будут закуплены электробусы, обновлён парк трамваев, переложены пути. Всё это элементы комплексной транспортной реформы, реализуемой в Нижегородской области с 2019 года. Перемены должны затронуть буквально всех нижегородцев: сократится время в пути, вырастет комфорт поездок, улучшится экологическая обстановка в регионе.

Нижегородский общественный электротранспорт уже сейчас включает в себя не только метро, троллейбусы и трамваи, но и такси. Дело в том, что столица Приволжья официально стала первым нестоличным городом России с целым таксопарком из электромобилей: в конце 2022 года было приобретено 180 седанов отечественной марки Evolute.

Электробусы станут ещё одним фрагментом пазла нижегородской системы электротранспорта. При этом в столице Приволжья не собираются полностью отказываться от троллейбусов, но электробусы позволят «дотянуться» до новых ЖК: «Цветы», «Новая Кузнечиха», «Торпедо», «Новинки Smart City» и пр. Один из маршрутов, например, протянется до микрорайона Верхние Печёры, куда когда-то ходили «рогатые». Только в нагорной части города электробусы позволят увеличить маршрутную сеть на 42% — до 63,5 км.

Новые трамваи из Ворсмы уже ходят по улицам Нижнего.
Новые трамваи из Ворсмы уже ходят по улицам Нижнего.

Важно, что финансировать закупку электробусов регион будет лишь частично, основные затраты покроет федеральная субсидия на развитие электротранспорта. Не стоит забывать, что нижегородская троллейбусная инфраструктура изношена более чем на 80%. Для полного обновления контактной сети и реконструкции тяговых подстанций нужны миллиарды рублей. Создание зарядной инфраструктуры для электробусов обойдётся кратно дешевле. Приобретение 120 электробусов потребует установки 53 зарядных станций в депо № 1 (нагорная часть) и депо № 3 (Автозаводский и Ленинский районы).

Вектор сотрудничества на ближайшие 3 года

Сразу после презентации электробуса на площадке Корпоративного университета правительства Нижегородской области состоялось XVIII заседание совета делового сотрудничества нашего региона и Белоруссией. Его провели Роман Головченко и Глеб Никитин.

Роман Головченко
Премьер-министр Республики Беларусь

Республике Беларусь очень комфортно сотрудничать с Нижегородской областью в силу того, что мы видим реальное желание реализовывать новые проекты, осваивать новые решения. Следующая наша установка — это выход с совместными продуктами на новые рынки. Об этом надо обязательно думать и планировать это.

На заседании был подписан план мероприятий на 2024–2026 годы по исполнению программы развития сотрудничества между Нижегородской областью и Белоруссией. В него вошло более 70 совместных проектов в сфере промышленности, ИТ, образования, культуры и туризма.

В заседании приняли участие члены областного правительства и регионального Заксобрания. Фото: Кирилл Мартынов, ИА «Время Н»
В заседании приняли участие члены областного правительства и регионального Заксобрания. Фото: Кирилл Мартынов, ИА «Время Н»

По словам белорусского премьера, подписанный документ определяет канву совместной работы на три ближайших года, но это не значит, что стороны будут ограничиваться только содержимым плана. «Эта живая материя, которая будет изменяться в зависимости от поиска новых идей. Очень надеемся на то, что нам помогут наши территориальные единицы, районы Республики Беларусь и муниципальные образования Нижегородской области», — сказал Роман Головченко.

Помимо плана мероприятий, в ходе заседания было подписано несколько соглашений о сотрудничестве, в том числе о дружественных отношениях между Володарским муниципальным округом Нижегородской области и Лидским районом Гродненской области, а также о взаимодействии ряда компаний.

Нижегородская область уже входит в топ-5 субъектов России по экономическому взаимодействию с Белоруссией, которая, в свою очередь, находится на втором месте в структуре товарооборота нашего региона.

Глеб Никитин
губернатор Нижегородской области

Очень важно также гуманитарное сотрудничество, увеличение туристического потока. Туристический поток из Белоруссии в Нижний Новгород увеличивается в последнее время ежегодно примерно на 25-30%. В марте мы запустили авиационное сообщение с Минском. Есть еще идеи по продолжению гуманитарных обменов в сфере образования, воспитания нашей молодежи.

За тракторы взялись «капитально»

С тех пор, как Запад отвернулся от России, у отечественных агропредприятий возникли сложности с обслуживанием импортной сельскохозяйственной техники. В таком положении выбор очевидно отдаётся в пользу российских и белорусских образцов. Учитывая этот тренд, Минсельхоз Нижегородской области на заседании Совета заключил соглашение о сотрудничестве с Минским тракторным заводом (МТЗ) по развитию регионального центра капитального ремонта белорусской техники.

Роман Головченко отметил, что Минский тракторный завод готов участвовать в проекте в качестве основного поставщика технологий, запасных частей, узлов и агрегатов. Премьер отметил, что речь идёт не только о ремонте, но и модернизации старых тракторов.

Глеб Никитин подчеркнул, что в хозяйствах региона имеется около четырех тысяч белорусских тракторов — это 60% от общего объёма тракторного парка. Продолжается его активное пополнение.

Глеб Никитин
губернатор Нижегородской области

В этом году закуплено 1,5 тысячи единиц техники на 7 млрд рублей. Среди приобретенной много техники белорусского производства. Важно, чтобы все машины работали бесперебойно. У аграриев есть запрос на проведение капитального ремонта и модернизацию тракторов.

Трактор «Беларус». Фото: ООО «Авторемстрой»
Трактор «Беларус». Фото: ООО «Авторемстрой»

Как отметил министр сельского хозяйства Нижегородской области Николай Денисов, для снижения финансовой нагрузки на агропроизводителей региональное правительство решило субсидировать до 50% стоимости капремонта тракторов марки «Беларус».

Центр капремонта техники создан на базе компании «Авторемстрой» — официального дилера МТЗ в регионе. Ремонт тракторов там уже ведётся.

Кстати, на техническое обновление аграрных предприятий Нижегородской области в текущем году из областного бюджета направлено более 380 млн рублей.

Белорусы строят на совесть

Разнообразие сфер нижегородско-белорусского взаимодействия подтверждается тем, что после заседания Совета Глеб Никитин и Роман Головченко отправились в Арзамас, где заложили капсулу времени на месте строительства школы на 1 500 мест. Новое учебное учреждение появится в центре города благодаря нацпроекту «Образование» за счёт средств федерального, областного и местного бюджетов. Школа станет совместным российско-белорусским проектом.

По словам Романа Головченко, белорусские строители славятся своим ответственным подходом к исполнению обязательств. Объект будет находиться на особом контроле со стороны Беларуси, отметил премьер-министр.

Проект предусматривает возведение здания площадью почти 31,5 тыс. кв. м. Помимо учебных кабинетов, в школе будут размещены блок актового зала, библиотечно-информационный центр (белорусский музей, читальный зал, книгохранилище) и спортивный блок (тренажёрный зал, два спортзала). По данным проектировщиков, на кровле будет расположено техническое помещение телескопа для изучения звездного неба.

Александр Щёлоков
глава Арзамаса

Будущая школа – история для меня очень личная и непростая: от передачи городу Министерством обороны РФ шести гектаров земли до первого камня в фундаменте. Самый крупный на сегодня городской соцобъект даст возможность снять накопившуюся нагрузку с учебными местами. Около 30 лет в Арзамасе не строились новые образовательные учреждения. Поэтому особенно рад констатировать, что последняя пятилетка проходит под знаком строительства школ.