Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта:
Эффекты:
Изображения:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Транспорт 22 Мая, 2023 года

Нижний Новгород делает ставку на электробусы: чего ждать горожанам

Весной 2023 года правительство России приняло решение поддержать инфраструктурные проекты регионов по развитию электрического транспорта. Благодаря этому в 2023–2025 годах 10 субъектов РФ получат субсидии на реализацию проектов по комплексному развитию городского электротранспорта, а также благоустройству прилегающих территорий. На эти цели распределят 86,5 млрд рублей. Распоряжение уже подписано премьер-министром Михаилом Мишустиным.

Средства на условиях софинансирования получат регионы, где значительная часть транспортной инфраструктуры нуждается в обновлении. Это Краснодарский, Красноярский и Пермский края, а также Волгоградская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Ростовская, Саратовская и Ярославская области. Работа идёт в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

Фото: торговый дом «БКМ». Белорусские электробусы
Фото: торговый дом «БКМ». Белорусские электробусы

Среди 10 перечисленных выше регионов один из крупнейших проектов у Нижегородской области. Часть полученных средств планируется направить на реконструкцию всей трамвайной инфраструктуры и приобретение новых трамваев «МиНиН», часть — на закупку электробусов и зарядных станций.

Глеб Никитин
Губернатор Нижегородской области

Процент износа троллейбусов и инфраструктуры — больше 80%. Необходимо полностью обновлять контактную сеть, реконструировать тяговые подстанции, опоры. Всё это — миллиардные вложения! Затраты на монтаж зарядной инфраструктуры для электробусов кратно меньше, чем на модернизацию инфраструктуры для троллейбусов. Кроме того, надо учитывать, что на покупку электробусов и зарядных станций мы получаем федеральные средства по линии развития электротранспорта. Для региона это эффективный механизм. Приобретаем экологичный транспорт, современнее и маневреннее троллейбуса, что позволит повысить уровень транспортного обслуживания нижегородцев. Уверен, что будущее — за современным электротранспортом!

Благодаря федеральной программе нижегородский регион получит субсидию в размере 5,1 млрд рублей на условиях софинансирования из областной казны в размере около 0,2 млрд рублей. Таким образом, доли федерального и регионального бюджетов будут составлять 96% и 4% соответственно.

113 электробусов

появятся на дорогах Нижнего Новгорода до конца 2023 года

62 электробуса поступят в депо № 1, которое обслуживает нагорную часть города. Здесь будут работать 4 электробусных маршрута. В депо потребуется установить 31 зарядную станцию. Всё это позволит увеличить маршрутную сеть в нагорной части на 42% — до 63,5 км. Электробусы смогут «дотянуться» до «Новой Кузнечихи» и «Новинок Smart City» — крупнейших новых жилых массивов города.

51 электробус поступит в депо № 3, которое обслуживает Автозаводский и Ленинский районы. На разворотных площадках будут установлены ультрабыстрые зарядки, а в самом депо — ночные зарядные станции. Протяжённость маршрутной сети вырастет на 39% за счёт продления до жилищного комплекса «Торпедо».

57 зарядных станций

будет приобретено для электробусной сети

При этом нижегородские власти не намерены полностью отказываться от троллейбусов: те, что находятся в нормативном состоянии, будут направлены в депо Сормовского района и Дзержинск. Это позволит и увеличить подвижной состав, и возобновить, например, маршрут № 8 — от Дубравной до Московского вокзала. Также будут высвобождены автобусы на дублирующих троллейбусы маршрутах, что позволит за счёт них усилить работу действующих автобусных маршрутов.

Важно учитывать, что при переходе с троллейбусов на электробусы не потребуется проведение мероприятий по модернизации устаревшей троллейбусной инфраструктуры, что позволит сэкономить около 4,66 млрд рублей.

Зюзин Павел
директор центра транспортного планирования НИУ ВШЭ

Мы стоим перед совершенно очевидным выбором: развивать электротранспорт или нет. В большинстве городов мира сделали ставку на этот вид транспорта. Участие в госпрограмме даёт Нижнему Новгороду возможность приобрести большую партию электробусов и насытить маршруты современным и качественным подвижным составом, который сравним с самыми лучшими европейскими аналогами. Он будет многие годы служить нижегородцам.

Проблемы нужно решать комплексно

С 2019 года в Нижегородской области проводится комплексная транспортная реформа, ключевым элементом которой является программа развития электротранспорта. Её реализация позволит сократить время в пути, значительно улучшить комфорт поездок и экологическую обстановку в регионе. Именно в рамках полномасштабной реформы электротранспорта столице Приволжья требуется обновление подвижного состава, в связи с чем планируется приобретение электробусов.

Нижегородский общественный электротранспорт уже сейчас включает в себя не только метро, троллейбусы и трамваи, но и такси. Дело в том, что столица Приволжья официально стала первым нестоличным городом России с целым таксопарком из электромобилей. В конце 2022 года было приобретено 180 седанов отечественной марки Evolute. В 2023 году число электротакси на улицах города достигнет уже 280 единиц. При этом на территории Нижегородской агломерации в рамках госпрограммы уже установлены 62 зарядных станций для электрокаров, а до конца 2023 года планируется установить ещё 58 единиц. Таким образом к 2024 году число общедоступных «зарядок» перевалит за сотню. Последнее способствует также росту спроса на личные «электрички» и среди населения.

Многие нижегородцы уже отметили для себя преимущества таких авто. К примеру, на одном заряде автомобиль Evolute может проехать до 430 км. Батарея этих машин имеет функцию быстрой зарядки, что позволяет всего за полчаса поднять уровень заряда с 20% до 80%. Серьёзная экономия гарантирована автолюбителям при «заправке» на общественной станции — полный заряд аккумулятор обойдётся несравнимо дешевле топлива, которое потребит классическая машина на тот же километраж.

Нижегородское электротакси
Нижегородское электротакси

Осенью 2022 года правительство Нижегородской области и ООО «Экологические проекты» подписали концессионное соглашение о модернизации инфраструктуры электротранспорта в Нижнем Новгороде. На модернизацию инфраструктуры и закупку новых трамваев планируется потратить 50,4 млрд рублей, из которых 35 млрд рублей — средства инвестора, 14,8 млрд — безвозмездная субсидия из федеральной казны, а 0,6 млрд будут выделены из бюджета региона.

До конца 2026 года в рамках соглашения планируется закупить 170 новых трамваев «МиНиН», что позволит закрыть потребность в обновлении подвижного состава в столице Приволжья. Важно, что все трамваи будут произведены на совместном нижегородско-белорусском предприятии в Ворсме. Кроме этого, будет модернизирована трамвайная инфраструктура — заменено почти 150 км путей, реконструированы 15 тяговых подстанций и три трамвайных депо.

Трамваи «МиНиН» уже курсируют по улицам Нижнего Новгорода
Трамваи «МиНиН» уже курсируют по улицам Нижнего Новгорода

Развитие метрополитена является ключевым направлением нижегородской транспортной реформы. По прогнозам экспертов, продление Автозаводской линии на две станции — до площади Сенной — увеличит общий пассажиропоток метро в 2,5 раза. А строительство станции «Сормовская» в 3-4 раза сократит время в пути между центром Сормова и Сенной в часы пик. Таким образом, Нижегородское метро может стать наиболее востребованным и удобным видом общественного транспорта в столице Приволжья.

На развитие метрополитена городу потребуется 56,57 млрд рублей. 100% этих средств Нижегородская область получит благодаря инфраструктурному бюджетному кредиту (ИБК). Реализация проекта позволит Нижегородскому метро оставаться третьим в России по числу станций.

Модернизация на руку нижегородцам

Электробусы уже стали лидерами в ряде развитых стран, обогнав классические автобусы. В городах России электротранспорт также приобретает все более широкую популярность благодаря ряду неоспоримых преимуществ. Пример, как обычно, показывает столица: по улицам Москвы курсирует более 1000 электробусов. В 2022 году они перевезли больше 117 млн пассажиров. Всего за четыре года с момента поставки первых машин московский электробусный парк стал одним из крупнейших в мире. Мэр Сергей Собянин рассказал, что в 2023–2024 годах столица планирует закупить ещё около 1000 электробусов.

Опыт Москвы весьма красноречив: сегодня на одного пассажира столичного электробуса приходится в 145 раз меньше выбросов вредных веществ, чем на одного пассажира автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. С 2018 года замена дизельных автобусов на электробусы позволила сократить объём вырабатываемого углекислого газа почти на 80 тысяч тонн, а загрязняющих веществ — более чем на 540 тонн. Улучшения особенно заметны вблизи крупных автомагистралей, где вопросы чистоты воздуха наиболее критичны.

Электробус КамАЗ 6282
Электробус КамАЗ 6282

Но экологичность — не единственный плюс электробусов. Их использование позволяет не производить монтаж контактно-кабельной сети и другой необходимой для троллейбусов инфраструктуры. Из этого, кстати, вытекает следующее преимущество — большая свобода передвижения. Кроме этого, они обладают более высокой, чем у троллейбуса, скоростью при совершении маневра — поворота, перестроения, объезда препятствий.

Несмотря на то, что электробус дороже обычного автобуса, в долгосрочной перспективе он позволяет сэкономить, а значит повысит доходность. Зарядка электричеством дешевле, чем заправка дизельным топливом — это главный плюс. Но чтобы ощутить прибыль, желательно приобретать сразу много единиц техники, так как для полноценной работы необходимо оборудовать зарядные станции и обучить водителей работать с гибридным транспортом.

Бафанов Артём
директор ГКУ НО «Центр развития транспортных систем»

Модернизация троллейбусного движения в Нижнем Новгороде требует увеличения протяжённости маршрутной сети. Последняя — это живой организм, который требует постоянного внимания и корректировки. Горожане регулярно обращаются в «Центр развития транспортных систем» с просьбами об изменении и продлении троллейбусных маршрутов. К сожалению, маневренность этого вида транспорта оставляет желать лучшего, ведь троллейбус привязан к контактной сети. Соответственно, мы не может быстро реагировать на запросы населения, в том числе при появлении новых жилых комплексов.

Эксперты уверены, что участие в федеральной программе позволит избежать деградации системы электротранспорта приволжской столицы. Благодаря закупке электробусов прогнозируется рост пассажиропотока с 12 млн до 30,5 млн пассажиров в год за счет продления маршрутов в активно застраиваемые районы Нижнего Новгорода, включая «Новинки Smart City», «Новую Кузнечиху», «Цветы» и «Торпедо», где в совокупности планируется строительство свыше 5 млн кв.м жилья. Таким образом, более 170 тысяч жителей, которые поселятся здесь, будут обеспечены экологически чистым и комфортным общественным транспортом, что является одним из ключевых аспектов формирования качественной и безопасной городской среды.

Трофименко Константин
директор Центра исследований Умного города ФГРР НИУ ВШЭ, член экспертного совета Минтранса РФ

Многие государства вкладывают огромные деньги в электробусы. Речь идёт о комплексном прогрессе: учёные работают над совершенствованием этого вида транспорта, увеличивается размер батарей, растёт энергоэффективность. Поэтому развитие этого направления — стратегически верное решение. Благодаря комплексному подходу Нижний Новгород сейчас вырывается в лидеры среди городов-миллионников России в вопросе развития электротранспорта. Под это привлекается финансирование, с помощью транспортного моделирования просчитываются возможные риски, делаются прогнозы по пассажиропотокам. Отмечу активное участие Нижнего Новгорода в федеральных программах. Мало кто из городов использует все возможности.