Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта:
Эффекты:
Изображения:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Транспорт 09 Мая, 2024 года

Шестая навигация скоростного флота стартовала в Нижегородской области

В этом году новейшая история «крылатого» флота в Нижегородской области отмерит шесть лет. За эти годы число пассажиров выросло почти в 20 раз, а количество рейсов — больше чем в 26 раз! В 2023 году суда на подводных крыльях сделали 2 865 рейсов и перевезли 81,5 тыс. человек. 

Всё начиналось с одного судна «Валдай 45Р». В этом году на маршруты выйдут уже пять «Валдаев» и три 120-местных «Метеора». И если в 2019 году «крылатые» суда курсировали лишь по двум маршрутам, то во время навигации-2024 их число достигнет четырёх десятков.

В августе компания «Водолёт», оператор судов на подводных крыльях (СПК), отпразднует первый юбилей. Чтобы так вырасти, за минувшие 5 лет компании пришлось освоить не только разработку экскурсионных и туристических программ, но и изготовление причалов и организацию инфраструктуры.

Справка

Последняя навигация судов на подводных крыльях, созданных в СССР, прошла в Нижегородской области в 2007 году. После этого последовал 12-летний перерыв. В 2019 году началось серийное производство речных судов «Валдай 45Р». В том же году в регионе состоялся первый рейс нового «крылатого» корабля.

С «Метеорами» — быстрее и дальше

Нижегородская область приобретает три быстроходных «Метеора» для развития речных пассажирских перевозок и нового вида туризма. Первое судно, названное в честь «отца» крылатого кораблестроения Ростислава Евгеньевича Алексеева, отправилось в плавание уже в 2023 году. «Конструктор Алексеев» в конце навигации успел сходить в рейс до Казани и обратно. На его борту находились 90 пассажиров, в их числе — дочь великого конструктора Татьяна Ростиславовна.

Второй наш «Метеор» спущен на воду и готовится к навигации-2024. Он назван «Капитаном Полуэктовым» в честь Виктора Григорьевича Полуэктова, одного из ближайших сподвижников Ростислава Алексеева. Именно Полуэктов был первым капитаном экспериментальных судов на подводных крыльях.

Третий «Метеор» должен поступить в распоряжение «Водолёта» к середине навигации.

Глеб Никитин
Губернатор Нижегородской области

Метеор» — это гордость судостроения Нижегородской области. Теплоходы, носящее это гордое имя, можно было увидеть на реках в разных уголках всего Советского Союза, а в некоторых регионах они курсируют до сих пор. Новое судно «Метеор 120Р» — достойный наследник легендарной серии, который уже доказал свою востребованность… Учитывая отличный опыт эксплуатации «Валдаев», не сомневаюсь, что новый «Метеор» также будет пользоваться популярностью и у нижегородцев, и у гостей региона. «Крылатый флот» всегда был гордостью и символом Нижегородской (Горьковской) области, таким и останется в будущем!

В компании «Водолёт» дают весьма оптимистичные прогнозы относительно начавшейся навигации: нижегородский скоростной флот готов перевезти до 130 тысяч пассажиров.

В 2023 году нижегородские СПК ходили по 34 маршрутам. В текущем году, главным образом, благодаря приобретению «Метеоров» их число возрастёт. Первый 120-местный корабль будет совершать регулярные рейсы до Ульяновска с остановками в Козьмодемьянске (Марий Эл), Чебоксарах (Чувашия) и Казани (Татарстан). В мае будут совершать два рейса в неделю, а в летний период — три: вторник, четверг, суббота.

К сожалению, из-за реконструкции Городецкого гидроузла в этом году не получится в полной мере освоить верхневолжское направление. «Водолёт» планирует запустить рейс в Ярославль с остановками в Чкаловске, Кинешме, Плёсе и Костроме. Проходить шлюз удастся только в период высокого уровня воды — до середины лета. Тем не менее этого должно хватить для того, чтобы протестировать направление, оценить его ёмкость. В планах также организация остановок «Метеора» в Сокольским и Юрьевце (Ивановская область). Однако пока это крупное судно не может там пришвартоваться — требуется углубление дна.

«Валдаи» охватывают Нижегородскую область

С появлением «Метеоров» эскадра «Валдаев» сосредоточиться, главным образом, на маршрутах внутри Нижегородской области.

Весной 2024 года на ремонт закрыли старый Борский мост, поэтому решено запустить регулярные пассажирские рейсы из Нижнего Новгорода до Бора. В будни «Валдаи» будут выполнять по три рейса утром, днём и вечером. По специальному тарифу (всего за 100 рублей) можно будет добраться до центра города всего за 10 минут. По сути, «миникруиз» на «Валдае» обойдётся не дороже, чем путешествие на канатной дороге.

Ежедневные рейсы (летом до 3 раз в день) будут совершать «Валдаи» до Балахны и Городца. В планах — открытие в первой половине навигации маршрута Нижний Новгород — Дзержинск (утром и вечером). Благодаря последнему дзержинские школьники смогут посещать однодневные экскурсионные туры в областном центре.

Сохранят рейсы до Макарьева и Васильсурска (с остановкой в Кстове), Павлова, Мурома (Владимирская область) и Юрино (Марий Эл). Прорабатывается возможность добраться до села Дуденево, откуда запустят автобус до Богородска, а также до села Чулково (Вадский район), где имеется известный конный клуб. Сохранят прогулочные маршруты по Нижнему Новгороду и до Шуховской башни на Оке. В планах - заход «Валдаев» и «Метеоров» в Лысково.

Как регионы используют нижегородский опыт

Примером Нижегородской области в деле возрождения и поддержки скоростного пассажирского судоходства давно заинтересовались другие регионы и федеральные власти. Прошлым летом губернатор Глеб Никитин доложил президенту России Владимиру Путину о нижегородском опыте в этом вопросе и наших предложениях о государственной поддержке речных перевозок и межрегиональных операторах флота. Данную тему обсуждали и во время визитов в регион председателя Госдумы Вячеслава Володина и министра экономического развития Максима Решетникова.

Нижегородский опыт по возрождению скоростного судоходства получил высокую оценку в Госдуме и Минтрансе РФ. Благодаря этому начали разрабатывать новую программу «Речные магистрали», в рамках которой планируют субсидировать речные маршруты на протяжении почти 700 километров по Волге. Нижегородская область и другие волжские регионы смогут получить федеральную субсидию на перевозки пассажиров по реке.

В рамках первого этапа программы планируют запустить маршруты на участке от Городца до Ульяновска силами межрегиональных операторов Нижегородской области, Республики Чувашия и Татарстана. Первые средства по программе планируют получить уже в 2024 году.

Никита Итальянцев
генеральный директор ООО «Водолёт»

Проделанная нами работа, многократный рост числа пассажиров и рейсов, всё это стало возможным только благодаря поддержке от губернатора и областного правительства. По сути, развитие компании, в том числе приобретение новых судов, идёт под личным контролем Глеба Никитина. Многие люди до сих пор говорят, что никак не могут купить билеты на наши суда. И это не потому, что «Валдаи» стоят. Это говорит о том, что спрос на наши услуги действительно очень высокий, особенно в летний период, когда в регион приезжает много гостей. И не у всех есть возможность купить билеты по тем направлениям, куда хочется. Мы совместно с правительством Нижегородской области работаем над тем, чтобы эта возможность была у всех.