Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта:
Эффекты:
Изображения:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Транспорт 22 Марта, 2024 года

Подземный транспортный каркас: векторы развития Нижегородского метро

В центре Сормова и на площади Сенной создаются два настоящих транспортных хаба, которые позволят совершать пересадки по принципу «сухие ноги». Их основой в обоих случаях станут новые станции метрополитена. Например, в Сормове услугами подземки, не выходя на улицу, смогут воспользоваться пассажиры пригородных электричек. А на Сенной до метро с комформом смогут добраться жители Бора, прибывшие в Нижний Новгород на канатной дороге.

За 2023 год услугами Нижегородского метро воспользовались более 32 млн человек. Пассажиропоток нашей подземки постоянно растёт: в 2024 году прогнозируется прирост ещё на 7,5%. Благодаря концепции отказа от личного транспорта в пользу общественного прогнозный пассажиропоток от строительства трёх новых станций и вовлечения новых территорий вырастет в 2,5 раза.

В следующем году метрополитену приволжской столицы исполнится 40 лет. В период «зрелости» подземка будет расти намного быстрее: в нагорной части города в 2026 году появятся сразу две новых станции — на площади Свободы и на Сенной. А в конце 2026 года планируют открыть ещё и станцию «Сормовская». Она станет 18-й в составе Нижегородского метро. По числу станций, протяжённости линий и числу сотрудников наша подземка занимает также 3 место в стране: 15 станций, 1 электродепо, парк из 130 вагонов, почти 22 км линий (в 2-путном исчислении), более 2 тыс. сотрудников.

В XXI веке в Нижнем Новгороде открыли три новые станции: «Буревестник» (2002), «Горьковская» (2012) и «Стрелка» (2018). Последнюю построили к Чемпионату мира по футболу FIFA-2018, несколько матчей которого проходили в столице Приволжья. Благодаря пуску станции болельщики смогли быстро и с комфортом добираться до нового футбольного стадиона. Кроме этого, «Стрелка» улучшила транспортную доступность крупного нижегородского микрорайона — Мещерское озеро. Рядом со стадионом сейчас строится ледовая арена на 12 тысяч зрителей. Здесь же расположен кафедральный собор во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского, а вокруг культурных пространств в Пакгаузах формируется новый культурный центр региона.

Одобрено первым

Продление сразу двух веток метро стала возможным благодаря привлечению льготных инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) под 3% годовых. О создании этого нового эффективного инструмента в апреле 2021 года в ходе послания к парламенту рассказал президент России Владимир Путин.

Нижегородская область первой получила деньги в рамках механизма поддержки капиталоемких инфраструктурных проектов. К тому же, регион является абсолютным лидером по объёму одобренных ИБК — 107,2 млрд руб. Из них в 2021–2023 гг. область получила 33,4 млрд руб., на 2024 год региону одобрено выделение ещё 12,2 млрд руб.

ИБК предоставляются под полным контролем Федерального казначейства и только под конкретные проекты, которые прошли детальную экспертизу на государственном уровне и формируют долгосрочные социально-экономические эффекты.

Владимир Путин
Президент Российской Федерации

Масштаб проектов может быть разным, главное — чтобы они, как я уже сказал, служили людям и открывали новые возможности. Нижний Новгород, например, получит возможность продолжить работу над развитием метро, приступить к обновлению центра города… И, конечно же, строительство новых объектов должно идти на качественно новом уровне.

Две пощади — две станции

Возобновление работ по продлению метро в Нижнем Новгороде стало первым проектом, реализация которого началась в России в рамках инфраструктурного меню. Согласно заключённому контракту, на проектирование и строительно-монтажные работы станций «Площадь Свободы» и «Сенная» до конца 2025 года было заложено 35,5 млрд рублей (100% за счёт ИБК). В 2021-2023 гг. объём финансирования строительства двух новых станций метро составил 19,2 млрд рублей.

Объекты метрополитена в столице Приволжья строят специалисты АО «Моспроект-3». Согласно планам, прокладка тоннелей новых станций метро «Площадь Свободы» и «Сенная» в нагорной части Нижнего Новгорода завершится  в 2025 году. Параллельно будут вести коммуникации внутри тоннелей и возводить станционные комплексы. Протяжённость путей Автозаводской линии, к которой будут относиться две новых станции в нагорной части, вырастет более чем на 3 км.

Глеб Никитин
Губернатор Нижегородской области

Привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов позволило сформировать в регионе ресурсную базу для создания крупных инфраструктурных объектов, таких как продление линий метрополитена, модернизация транспортной инфраструктуры, строительство магистральных сетей водоснабжения и водоотведения и другие.

Продление метро до станции «Сенная» позволит сформировать крупный транспортно-пересадочный узел (ТПУ) в нагорной части города: метрополитен, канатная дорога на Бор, линия трамвая и выход на две крупные городские магистрали (улицы Родионова и Белинского). Благодаря продлению подземки до Сенной можно будет быстро и с комфортом добраться от Автозавода до Бора, пересев на канатку. При любой погоде и без длительного ожидания автобуса.

Заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов подчеркнул, что строительство станции метро «Сенная», помимо создания крупного транспортного узла, даст мощный толчок развитию всей этой территории с формированием, фактически, ещё одного общественно-делового центра, включающего «Правительственный квартал».

С сухими ногами: зачем Сормову метро?

Сормовичам не повезло с метро. Подземка в 2002 году дошла до границ Московского района и остановилась. Более двух десятилетий станция «Буревестник» остаётся жирной точкой Нижегородского метрополитена. Жители Сормова вынуждены пересаживаться здесь на автобусы или трамваи.

Завершить работы по продлению Сормовско-Мещерской линии планируется до конца 2026 года. Новая станция «Сормовская» будет находиться около улицы Станционной — всего в 5 минутах ходьбы от улицы Коминтерна. Такое расположение имеет ряд решающих преимуществ:

  • Не придётся на 3 года перекрывать главную магистраль района — улицу Коминтерна, что повергло бы Сормово в пучину транспортного коллапса.
  • Так полностью сохранится трамвайное движение.
  • Увеличится скорость работ, поскольку не нужно переносить большой объём коммуникаций.

Как отмечает губернатор Глеб Никитин, станция метро в центре Сормова, расположенная в непосредственной близости от остановки электричек, позволит многим сормовичам, в том числе из шестого и седьмого микрорайонов, сделать выбор в пользу внеуличного транспорта. При выборе места расположения станции эксперты учли перспективы комплексного развития всего этого направления, сохранение исторических зданий в центре Сормова и зеленой зоны вдоль улицы Коминтерна, которую пришлось бы значительно сократить при реализации альтернативного варианта. Один из главных плюсов — это минимум транспортных неудобств на этапе строительства.

Территория, на которой будет строиться станция метро, получит импульс к развитию, произойдет модернизация микрорайона, появятся новые жилые постройки, торговые зоны, рабочие места. За вариант размещения подземки на Станционной проголосовали большинство экспертов и активных жителей района.

По словам Сергея Морозова, в Сормове создаётся настоящий транспортный хаб с пересадкой по принципу «сухие ноги». «Сормовская» расположится возле железнодорожной станции, а, значит, до метро можно будет легко добраться на электричке. Это плюс не только для сормовичей, но и для жителей Заволжья, Балахны, которые ездят в Нижний на работу — почти 9 тыс. человек ежедневно. Также появятся новые маршруты и новая конечная автобусов в 450 метрах от улицы Коминтерна. Останется и трамвайное движение, которое будет развиваться после модернизации путей и подвижного состава.

Анна Меркулова
гендиректор ГК «Моспроект-3»

Варианты трассировки продления Сормовско-Мещерской линии детально прорабатывались экспертами группы компаний «Моспроект-3» с учетом уже сложившейся и перспективной городской среды, геологических, градостроительных, инженерных и других особенностей местности. В тесном сотрудничестве с руководством региона компания разработала такую схему размещения станции «Сормовская» и продления линии метро, которая минимизирует неудобства для жителей и обеспечивает транспортную доступность района на период работ, а также сокращает сроки строительства.

Общая стоимость проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ новой станции в заречной части города — 19,4 млрд рублей. На проектирование «Сормовской» выделено 865 миллионов рублей.

Неудобства временны — комфорт навсегда

Именно так звучит слоган, выбранный для строительства новых станций Нижегородского метро. Губернатор Глеб Никитин не раз подчёркивал, что возведение метрополитена — это самое сложное, что можно представить в рамках строительства в теле города. Приходится вторгаться в целую цепь коммуникаций. При этом, разумеется, игра стоит свеч. Исторический центр Нижнего Новгорода перегружен транспортом, и нет никакой возможности расширить здесь дороги. Метро — это выход из тупика, поэтому есть смысл потерпеть стеснения.

Подземку строят как можно быстрее, минимизируя неудобства для жителей. Например, станцию решили разместить на площади Свободы, а не у оперного театра, что позволит построить тоннель без изгибов и избежать перекрытия улицы Белинского. Станция на Свободе требует переноса меньшего объёма коммуникаций, что экономит время и деньги.

Такого масштаба по строительству новых станций метро в Нижнем Новгороде не было порядка трёх десятилетий — это ключевой проект комплексной транспортной реформы на территории нижегородской агломерации.

Продление Автозаводской ветки до Сенной обеспечит комфортное перемещение из заречной части в нагорную, замкнёт формирование транспортного каркаса исторического центра и создаст условия для повышения приоритета общественного транспорта над личным. Будет достигнут синергетический эффект по росту пассажиропотока, в том числе за счёт реализации проекта «Правительственный квартал» и комплексного развития территории.

В результате продления Сормовско-Мещерской линии транспортным обслуживанием будут обеспечены более 160 тыс. жителей. Востребованность подземки вырастет также за счёт пересадки на станцию «Сормовская» с пригородных поездов. Оценочный пассажиропоток на новой станции составит 7,8 млн человек в год.

Сергей Морозов
Заместитель Губернатора Нижегородской области

Развитие подземки является одной из важнейших частей нижегородской концепции развития экологичного электротранспорта. Последняя включает также создание электробусной сети, модернизацию трамвайной инфраструктуры, строительство новой канатки, закупку электротакси и запуск городской электрички до г. Кстово. Развитие транспортно-пересадочных узлов в точках станций метро даст сильнейший стимул к развитию всей агломерации.