Подземный транспортный каркас: векторы развития Нижегородского метро
В центре Сормова и на площади Сенной создаются два настоящих транспортных хаба, которые позволят совершать пересадки по принципу «сухие ноги». Их основой в обоих случаях станут новые станции метрополитена. Например, в Сормове услугами подземки, не выходя на улицу, смогут воспользоваться пассажиры пригородных электричек. А на Сенной до метро с комформом смогут добраться жители Бора, прибывшие в Нижний Новгород на канатной дороге.
За 2023 год услугами Нижегородского метро воспользовались более 32 млн человек. Пассажиропоток нашей подземки постоянно растёт: в 2024 году прогнозируется прирост ещё на 7,5%. Благодаря концепции отказа от личного транспорта в пользу общественного прогнозный пассажиропоток от строительства трёх новых станций и вовлечения новых территорий вырастет в 2,5 раза.
В следующем году метрополитену приволжской столицы исполнится 40 лет. В период «зрелости» подземка будет расти намного быстрее: в нагорной части города в 2026 году появятся сразу две новых станции — на площади Свободы и на Сенной. А в конце 2026 года планируют открыть ещё и станцию «Сормовская». Она станет 18-й в составе Нижегородского метро. По числу станций, протяжённости линий и числу сотрудников наша подземка занимает также 3 место в стране: 15 станций, 1 электродепо, парк из 130 вагонов, почти 22 км линий (в 2-путном исчислении), более 2 тыс. сотрудников.
В XXI веке в Нижнем Новгороде открыли три новые станции: «Буревестник» (2002), «Горьковская» (2012) и «Стрелка» (2018). Последнюю построили к Чемпионату мира по футболу FIFA-2018, несколько матчей которого проходили в столице Приволжья. Благодаря пуску станции болельщики смогли быстро и с комфортом добираться до нового футбольного стадиона. Кроме этого, «Стрелка» улучшила транспортную доступность крупного нижегородского микрорайона — Мещерское озеро. Рядом со стадионом сейчас строится ледовая арена на 12 тысяч зрителей. Здесь же расположен кафедральный собор во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского, а вокруг культурных пространств в Пакгаузах формируется новый культурный центр региона.
Одобрено первым
Продление сразу двух веток метро стала возможным благодаря привлечению льготных инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) под 3% годовых. О создании этого нового эффективного инструмента в апреле 2021 года в ходе послания к парламенту рассказал президент России Владимир Путин.
Нижегородская область первой получила деньги в рамках механизма поддержки капиталоемких инфраструктурных проектов. К тому же, регион является абсолютным лидером по объёму одобренных ИБК — 107,2 млрд руб. Из них в 2021–2023 гг. область получила 33,4 млрд руб., на 2024 год региону одобрено выделение ещё 12,2 млрд руб.
ИБК предоставляются под полным контролем Федерального казначейства и только под конкретные проекты, которые прошли детальную экспертизу на государственном уровне и формируют долгосрочные социально-экономические эффекты.
Две пощади — две станции
Возобновление работ по продлению метро в Нижнем Новгороде стало первым проектом, реализация которого началась в России в рамках инфраструктурного меню. Согласно заключённому контракту, на проектирование и строительно-монтажные работы станций «Площадь Свободы» и «Сенная» до конца 2025 года было заложено 35,5 млрд рублей (100% за счёт ИБК). В 2021-2023 гг. объём финансирования строительства двух новых станций метро составил 19,2 млрд рублей.
Объекты метрополитена в столице Приволжья строят специалисты АО «Моспроект-3». Согласно планам, прокладка тоннелей новых станций метро «Площадь Свободы» и «Сенная» в нагорной части Нижнего Новгорода завершится в 2025 году. Параллельно будут вести коммуникации внутри тоннелей и возводить станционные комплексы. Протяжённость путей Автозаводской линии, к которой будут относиться две новых станции в нагорной части, вырастет более чем на 3 км.
Продление метро до станции «Сенная» позволит сформировать крупный транспортно-пересадочный узел (ТПУ) в нагорной части города: метрополитен, канатная дорога на Бор, линия трамвая и выход на две крупные городские магистрали (улицы Родионова и Белинского). Благодаря продлению подземки до Сенной можно будет быстро и с комфортом добраться от Автозавода до Бора, пересев на канатку. При любой погоде и без длительного ожидания автобуса.
Заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов подчеркнул, что строительство станции метро «Сенная», помимо создания крупного транспортного узла, даст мощный толчок развитию всей этой территории с формированием, фактически, ещё одного общественно-делового центра, включающего «Правительственный квартал».
С сухими ногами: зачем Сормову метро?
Сормовичам не повезло с метро. Подземка в 2002 году дошла до границ Московского района и остановилась. Более двух десятилетий станция «Буревестник» остаётся жирной точкой Нижегородского метрополитена. Жители Сормова вынуждены пересаживаться здесь на автобусы или трамваи.
Завершить работы по продлению Сормовско-Мещерской линии планируется до конца 2026 года. Новая станция «Сормовская» будет находиться около улицы Станционной — всего в 5 минутах ходьбы от улицы Коминтерна. Такое расположение имеет ряд решающих преимуществ:
- Не придётся на 3 года перекрывать главную магистраль района — улицу Коминтерна, что повергло бы Сормово в пучину транспортного коллапса.
- Так полностью сохранится трамвайное движение.
- Увеличится скорость работ, поскольку не нужно переносить большой объём коммуникаций.
Как отмечает губернатор Глеб Никитин, станция метро в центре Сормова, расположенная в непосредственной близости от остановки электричек, позволит многим сормовичам, в том числе из шестого и седьмого микрорайонов, сделать выбор в пользу внеуличного транспорта. При выборе места расположения станции эксперты учли перспективы комплексного развития всего этого направления, сохранение исторических зданий в центре Сормова и зеленой зоны вдоль улицы Коминтерна, которую пришлось бы значительно сократить при реализации альтернативного варианта. Один из главных плюсов — это минимум транспортных неудобств на этапе строительства.
Территория, на которой будет строиться станция метро, получит импульс к развитию, произойдет модернизация микрорайона, появятся новые жилые постройки, торговые зоны, рабочие места. За вариант размещения подземки на Станционной проголосовали большинство экспертов и активных жителей района.
По словам Сергея Морозова, в Сормове создаётся настоящий транспортный хаб с пересадкой по принципу «сухие ноги». «Сормовская» расположится возле железнодорожной станции, а, значит, до метро можно будет легко добраться на электричке. Это плюс не только для сормовичей, но и для жителей Заволжья, Балахны, которые ездят в Нижний на работу — почти 9 тыс. человек ежедневно. Также появятся новые маршруты и новая конечная автобусов в 450 метрах от улицы Коминтерна. Останется и трамвайное движение, которое будет развиваться после модернизации путей и подвижного состава.
Общая стоимость проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ новой станции в заречной части города — 19,4 млрд рублей. На проектирование «Сормовской» выделено 865 миллионов рублей.
Неудобства временны — комфорт навсегда
Именно так звучит слоган, выбранный для строительства новых станций Нижегородского метро. Губернатор Глеб Никитин не раз подчёркивал, что возведение метрополитена — это самое сложное, что можно представить в рамках строительства в теле города. Приходится вторгаться в целую цепь коммуникаций. При этом, разумеется, игра стоит свеч. Исторический центр Нижнего Новгорода перегружен транспортом, и нет никакой возможности расширить здесь дороги. Метро — это выход из тупика, поэтому есть смысл потерпеть стеснения.
Подземку строят как можно быстрее, минимизируя неудобства для жителей. Например, станцию решили разместить на площади Свободы, а не у оперного театра, что позволит построить тоннель без изгибов и избежать перекрытия улицы Белинского. Станция на Свободе требует переноса меньшего объёма коммуникаций, что экономит время и деньги.
Такого масштаба по строительству новых станций метро в Нижнем Новгороде не было порядка трёх десятилетий — это ключевой проект комплексной транспортной реформы на территории нижегородской агломерации.
Продление Автозаводской ветки до Сенной обеспечит комфортное перемещение из заречной части в нагорную, замкнёт формирование транспортного каркаса исторического центра и создаст условия для повышения приоритета общественного транспорта над личным. Будет достигнут синергетический эффект по росту пассажиропотока, в том числе за счёт реализации проекта «Правительственный квартал» и комплексного развития территории.
В результате продления Сормовско-Мещерской линии транспортным обслуживанием будут обеспечены более 160 тыс. жителей. Востребованность подземки вырастет также за счёт пересадки на станцию «Сормовская» с пригородных поездов. Оценочный пассажиропоток на новой станции составит 7,8 млн человек в год.