Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта:
Эффекты:
Изображения:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Транспорт 16 Февраля, 2023 года

Вторую – через Оку: в Нижнем Новгороде построят новую канатную дорогу

Нижний Новгород является одним из крупнейших городов страны с довольно развитой системой общественного транспорта. В современном мегаполисе жители передвигаются на автобусах, троллейбусах и электробусах, трамваях и метро. Однако столица Приволжья может похвастаться ещё одним уникальным видом общественного транспорта — канатной дорогой. Ещё в 2012 году она забронировала за собой статус первой в России междугородной канатки, соединив Нижний Новгород и город Бор через Волгу.

Спустя 11 лет этот вид транспорта доказал свою надёжность и эффективность, а также стал одной из визитных карточек Нижегородской области. Инженерное сооружение было признано уникальным на международном уровне: пролёт канатной дороги над водной поверхностью — 861,21 м — крупнейший не только в России, но и в Европе.

Региональное правительство неоднократно рассматривало возможности создания новой канатной дороги в столице ПФО. Замысел стал на шаг ближе к реальности в ноябре 2022 года — тогда местные власти согласовали условия концессии. Спустя несколько месяцев, 15 февраля 2023-го, правительство Нижегородской области и группа компаний «Урбантех» заключили соглашение на проектирование, строительство и эксплуатацию новой канатной дороги через Оку в Нижнем Новгороде.

Сооружение станет новой «связкой» между нагорной и заречной частями города. Объект реализуется в рамках комплексной реформы общественного транспорта Нижегородской агломерации, начатой в 2019 году. После планируемого введения в эксплуатацию в 2025 году канатная дорога станет частью транспортного каркаса столицы Приволжья.

Глеб Никитин
губернатор Нижегородской области

Новая канатная дорога соединит две крупные городские магистрали — проспекты Ленина и Гагарина. Это будет новый альтернативный вид транспорта, который позволит сэкономить пассажирам время на перемещение через реку. Время в пути составит 15 минут. Канатная дорога заберёт себе часть пассажиропотока и снизит нагрузку с общественного транспорта.

«Прародитель» нижегородской канатки

Для Нижнего Новгорода действующая канатная дорога, открытая в 2012 году, является не первым сооружением, работающим на подобном принципе. В городе такой способ перевозки пассажиров и грузов практиковали ещё в конце 19 — начале 20 вв.

В 1896 году в Нижнем Новгороде был запущен первый в стране фуникулёр или элеватор, как тогда его называли. Строительство приурочили к знаменитой Всероссийской промышленной и художественной выставке. Работы проводились по проекту инженера из Санкт-Петербурга Р.К. фон Гартмана. Именно он предложил интересное решение: построить две отдельные трамвайные линии по верхним и нижним улицам города и соединить их двумя фуникулёрами, получившими названия Кремлёвский и Похвалинский.

Движение по Кремлёвскому (Ивановскому) фуникулёру открылось в июне 1896 года. Длина рельсового пути составляла 133,12 метров. Элеватор имел два вагончика, соединённых стальным проволочным канатом.

Справка

Фуникулёр был устроен по типу зубчатых канатно-проволочных железных дорог, хорошо известных к этому времени в Европе, но впервые осуществленных на практике в России. Наиболее трудным участком строительства стало сооружение тоннеля под пряслом кремлёвской стены, которая, по условиям договора, должна была сохраняться неприкосновенной.

Работал фуникулёр по принципу перегрузки водяным балластом: перед спуском вагона с волжского откоса в его бак с помощью специально построенной водонапорной башни наливалась вода, под тяжестью которой вагон перемещался вниз, на нижнюю станцию, где водяной балласт сбрасывался в колодец.

Малоизвестный факт — для поднятия на крутой склон тяжестей с барж, нижегородцы использовали канатную дорогу, которая соединяла Верхне-Волжскую (в районе Дома Сироткина) и Нижне-Волжскую набережные. Не обходилось и без того, что жители ездили на ней и в качестве городского транспорта.

Фото: М.П. Дмитриев
Фото: М.П. Дмитриев

В 1920-х годах в городе полным ходом шло развитие трамвайного сообщения, в связи с чем эксплуатация фуникулёра стала нерентабельной. Спустя несколько лет элеваторы окончательно закрыли. От Похвалинского фуникулёра сохранились фрагменты кирпичной кладки подпорной стенки, читается и линия его рельсового пути. От комплекса Кремлевского фуникулёра до наших дней дошли обрамление портала тоннеля с наружной стороны цитадели, выполненное из красного кирпича, а также мостик над входом в бывший тоннель, вошедший в систему прогулочной пешеходной зоны кремля.

Проектирование и строительство Кремлёвского фуникулёра в современном виде началось в 2019 году. По данным регионального правительства, его запуск планируется на текущий год.

Уникальная канатная дорога

Нижегородские власти возобновили разговоры о строительстве полноценной канатной дороги уже в наш век — в начале 2000-х годов. Было решено, что она соединит областной центр с Бором. Это было необходимо для разгрузки транспортного потока на Борском мосту — единственном на тот момент, который соединял города (вторую переправу открыли в 2017 году). Весомым преимуществом являлся тот факт, что использование канатки значительно сократит путь между населёнными пунктами: расстояние между городами по трассе составляет 27 км, а через Волгу — около 4 км. Таким образом она стала ещё одним альтернативным маршрутом в дополнение к паромной переправе, пригородной электричке и автобусам.

Документацию разрабатывала французская компания Poma. В 2008 году инвестиционный совет Нижегородской области одобрил предоставление участков под строительство в Нижнем Новгороде и на Бору. Общая стоимость проекта превысила 900 млн рублей.

Всего для доставки металлоконструкций для опор потребовалось 78 фур, для доставки оборудования — 47 грузовых автомобилей. Канат доставляли с помощью морского парома и железнодорожного транспорта, а монтировали с участием вертолёта.

В декабре 2011 года состоялся тестовый пуск канатной дороги. Нижегородцам и борчанам этот вид транспорта стал доступен на регулярной основе через два месяца — первые пассажиры воспользовались канаткой 9 февраля 2012 года.

Справка

Нижегородская канатная дорога работает круглогодично. Зимой по будням с 6:45 до 21:00, летом — с 6:45 до 22:00. В воскресные и праздничные дни перевозка начинается в 9:00. Однако есть погодные ограничения: максимальная скорость ветра, при которой возможна работа дороги, — 15 м/с, температура — минус 30℃. Время в пути из Нижнего Новгорода до Бора или в обратную сторону составляет 12,5 мин. в одну сторону.

Пассажиропоток вышел на пик в 2014-м, после чего стал немного проседать. Самым плохим годом выдался 2020-й, когда жители были вынуждены соблюдать длительную самоизоляцию из-за пандемии коронавируса. По словам генерального директора АО «Нижегородские канатные дороги» Андрея Крылова, канатка, прежде всего — это вид общественного транспорта, который связывает два города. Однако она быстро стала популярной у гостей региона и вошла в рейтинг интереснейших местных достопримечательностей. По данным АО «Нижегородские канатные дороги», только на организованные группы туристов ежегодно приходится около 2% общего пассажиропотока.

Андрей Крылов

У нас есть некоторые перспективные позиции — это больше касается технической части. Например, рассматриваются вопросы технической перевооруженности для оптимизации энергопотребления, что для нас довольно существенно. На пропускную же способность может повлиять увеличение количества пассажирских кабин: сейчас их 28, но дорога рассчитана на 56. Даже частичное увеличение числа гондол позволит повысить пропускную способность, что особенно заметно может сказаться в туристический сезон, сократив время ожидания в очереди.

Интерес к нижегородскому опыту использования канатной дороги проявляли представители ряда крупных мегаполисов России, таких как Казань, Самара, Уфа, Пермь. В этих миллионниках вопросы развития транспортной сети так же требуют постоянного внимания и решения.

Строительство новых станций метро на площадях Сенная и Свободы, ведущееся в рамках реформы общественного транспорта Нижегородской агломерации, позволит связать метрополитен и канатную дорогу, что обеспечит существенный рост пассажиропотока на канатке. По прогнозам транспортных аналитиков, показатели могут варьироваться на уровне 15-20%. Пассажиры смогут добираться от центра Бора до Московского вокзала Нижнего Новгорода приблизительно за 35-40 минут.

От междугородной к внутригородской

Одним из ключевых преимуществ канатной дороги является экологичность, так как у данного вида транспорта отсутствуют вредные выбросы в атмосферу, а еще они практически бесшумны. Благодаря этому «зелёная жемчужина» Нижнего — парк «Швейцария» и его жители не заметят глобальных городских изменений.

Кроме того, такие системы практически независимы от сложности ландшафта. Благодаря возможности соединять конечные пункты по кратчайшему расстоянию, канатные дороги легко проходят через водные и другие преграды, позволяя разгрузить транспортные артерии и обеспечить достаточный комфорт и ритмичность перевозок.

В рамках трансформации транспортной системы Нижегородской агломерации региональное правительство заключило концессионное соглашение на проектирование, строительство и эксплуатацию новой канатной дороги через Оку. Она снизит нагрузку на улично-дорожную сеть и сократит количество пробок, перераспределив транспортные потоки — нижегородцам будет доступен альтернативный маршрут общественного транспорта. Размер тарифа за проезд будет утвержден правительством области после завершения проектирования канатной дороги.

Андрей Денисенков
основатель и акционер группы компаний «Урбантех»

Являясь партнером Нижегородской области по развитию транспортной инфраструктуры, Группа «Урбантех» инвестирует в проект новой канатной дороги более 4,3 миллиарда рублей. Опыт Группы в сфере транспортного планирования, обеспечения качества и безопасности дорожного движения, наряду с успешными кейсами реализации крупных инфраструктурных проектов на транспорте, позволит эффективно интегрировать новую канатную дорогу в существующую транспортную сеть города, чтобы повысить комфорт передвижения для пассажиров.

Справка

Предусмотрены три станции канатной дороги для посадки и высадки пассажиров: около станции метро «Заречная», в конце Заречного бульвара (ближе к реке) и вблизи ТЦ «Океанис». Нижегородцы смогут сэкономить в дороге около 30 минут по сравнению с объездными путями на автомобиле или наземном общественном транспорте. В черте города линия канатной дороги пройдет вдоль Заречного бульвара, где предусмотрена установка опор высотой 30 метров. Таким образом будут снижены риски для жителей близлежащих домов и исключена вырубка деревьев.

Затраты на строительство переправы составят 4,93 млрд рублей. Проект будет реализован с участием технологического партнера группы «Урбантех» — компании «Национальные канатные дороги». Финансовым партнёром выступает государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ». Возведение канатной дороги через Оку будет финансироваться за счёт внебюджетных средств по принципу государственно-частного партнерства.

На строительство канатной дороги потребуется 2 года и 8 месяцев. По предварительной оценке, сооружение будет введено в эксплуатацию уже в третьем квартале 2025 года.

Алексей Чудаев
руководитель проекта из ООО «Национальные канатные дороги»

В ходе предпроектной проработки с администрациями города и области была проработана оптимальная трасса канатной дороги через Оку. Станция метро «Заречная» и оживлённый проспект Гагарина будут в «связке». Новое сооружение будет представлять из себя две секции канатной дороги. Первая начинается у станции метро, идёт по Заречному бульвару до промежуточной станции «Тихая Гавань». Кабины, проходя через промежуточную станцию, попадают уже на вторую секцию — меняя траекторию под определенным углом, перемещаются уже к верхней части города к конечной станции на проспекте Гагарина, после чего возвращаются в обратном направлении. Преодолеть расстояние свыше 3,3 км получится за 15 минут, что станет в разы быстрее по сравнению с альтернативными видами транспорта.

Реализация столь крупного и масштабного инфраструктурного проекта повысит связанность ряда районов города — Ленинского, Советского и Приокского. Совокупно на этих территориях проживает 382 тысячи человек, что составляет 31% всего населения Нижнего Новгорода.

Региональное правительство уже пятый год ведёт планомерную и системную работу по трансформации транспортной системы Нижегородской агломерации. В частности, только за последний год в столице ПФО приступили к строительству двух новых станций метро в нагорной части, началась реализация масштабной модернизации городского электротранспорта, была запущена новая маршрутная сеть. Возведение новой канатной дороги внутри Нижнего Новгорода — крупный шаг, который позволит облегчить жизнь десяткам тысяч жителей, а также привлечет инвесторов для комплексного развития территорий. Более того, канатка над Окой станет новой визитной карточкой столицы Приволжья для туристов.