Новинки речных путешествий в Нижнем Новгороде: неспеша и на максимальной скорости
В Нижегородской области завершён первый месяц навигации-2023 судов на подводных крыльях. Самое время подвести предварительные итоги, оценить результаты старта и перспективы речных путешествий для нижегородцев и гостей приволжской столицы.
Итак, в мае нижегородские «Валдаи 45Р» перевезли 6 441 пассажира. Данными поделились в судоходной компании «Водолёт», которая является оператором нижегородских судов на подводных крыльях. Число, конечно, солидное, однако это лишь начало, ведь далее, по мере подготовки причалов, количество и направления маршрутов будут расширены.
Уже сейчас для нижегородцев и туристов доступны регулярные рейсы в Чебоксары с отправлением в 6:00 по четвергам и субботам. Ежедневно в 17:45 отправляются рейсы на Бор. 12 июня стартовали экскурсионные рейсы в Козьмодемьянск, а с 14 июня — регулярные.
К регулярным рейсам в Макарьево в июле добавят и туристические – с возможностью купить билет туда-обратно и экскурсионной программой. Также «Водолет» вскоре возобновит рейсы «Валдаев» в Балахну – в пассажирском и в экскурсионном форматах.
Кроме этого, в июне состоялся тестовый рейс в Муром, по итогам которого сейчас формируется дальнейшее расписание на июль. Таким образом, к маршрутной сети «Валдаев» добавится новый регион – Владимирская область. Кстати, в прошлом году наш «крылатый» флот соединил четыре региона: Ивановская и Нижегородская области, республики Марий Эл и Чувашия. При этом самым популярным межрегиональным маршрутом «Валдая» стало Юрино (Марий Эл) – его выбрали 4 500 человек.
Напомним, что навигация «Валдаев» стартовала в Нижегородской области 1 мая. О том, куда ещё в этом сезоне поплывут суда на подводных крыльях, мы рассказывали в предыдущей статье. В период же навигации 2022 года «Валдаи» перевезли более 68 тысяч пассажиров. В «Водолёте» уверены, что в текущем году этот рекорд будет побит.
Третий «Метеор» на старт
Если в прошлом году скоростной флот компании «Водолёт» ограничивался пятью «Валдаями», то в нынешнем — кораблей будет больше. Так, начнёт навигацию первый для Нижегородской области «Метеор 120Р». Он отличается от «Валдаев» большей вместительностью: судно способно перевозить не 45, а сразу 120 человек, включая экипаж. «Метеор» рассчитан на маршруты дальностью до 700 км со средней скоростью 65 км/ч.
«Метеор 120Р» — это инновационное скоростное судно, оснащённое кондиционерами, мультимедийными системами. На корабле имеется кафе-бар. Для комфорта экипажа и безопасности судовождения применена система с элементами искусственного интеллекта. При проектировании и строительстве «Метеоров» применяются отечественные разработки и комплектующие. Создание проектно-конструкторской документации этого судна велось в рамках госпрограммы при поддержке Минпромторга РФ.
Изначально планировалось, что Нижегородская область получит два «Метеора», однако в конце мая на площадке конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в Нижнем Новгороде между Государственной транспортной лизинговой компанией и «Водолётом» был подписан договор лизинга на поставку третьего судна.
Поставка трёх «Метеоров» поможет раскрыть потенциал межрегиональных пассажирских перевозок водным транспортом и станет мощным драйвером увеличения туристической привлекательности Нижегородской области, повысит мобильность населения.
Уже в 2023 году нижегородский «Метеор» будет выполнять регулярные рейсы в Казань, Кинешму, Плёс и Кострому. Таким образом, столица Приволжья планирует связать скоростным речным сообщением уже не 4, а 9 регионов и осуществлять перевозки более чем по 20 маршрутам.
Примечательно, что и «Валдай 45Р» и «Метеор 120Р» производятся в Нижегородской области специалистами Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях. Это одно из ведущих предприятий региона, которое носит имя инженера-кораблестроителя, конструктора судов на подводных крыльях, Ростислава Алексеева.
Новинки для Нижнего
Новинкой навигации-2023 стало для нижегородцев и гостей региона прогулочное судно «Соталия». Этот «речной трамвай», рассчитанный на 30 человек, уже начал курсировать от причала № 8 на Скобе до Стрелки, а также выполнять прогулочные поездки вдоль береговой полосы Нижнего Новгорода. Отличительной особенностью этого судна является роскошное панорамное остекление, которое даёт прекрасную возможность полюбоваться приволжской столицей с реки.
«Соталия» — первое в своей серии круизное и пассажирское судно, построенное по заказу Объединённой судостроительной корпорации. Оно создавалось в широкой кооперации промышленных предприятий России на основе отечественной компонентной базы, включая двигатель и пропульсивную систему (локализация — около 95%).
Второй новинкой для Нижнего Новгорода стал двухпалубный электрокатамаран «ЭкоходЪ» (модель Ecocruiser). Это судно класса «река-озеро» для прогулок и экскурсионных маршрутов, а также для проведения различных мероприятий рассчитано на 130 пассажиров. «ЭкоходЪ» роизведён на судостроительном предприятии Emperium (входит в Sitronics Group) по заказу компании «ВодоходЪ. Пассажирский Порт». Полностью трансформируемый салон электрокатамарана позволяет создать любую рассадку гостей, организовать зону для фотосессии или сцену для выступлений. К преимуществам электрокатамарана также относятся экологичность и низкий уровень шума.
Старт навигации двух новых судов отечественного производства — «Соталия» и «ЭкоходЪ» — провели 1 июня зампредседателя правительства РФ — министр промышленности и торговли Денис Мантуров и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Нижний – центр «крылатого» судоходства на Волге
5 июня Глеб Никитин представил доклад по вопросу развития речного судоходства помощнику президента России Максиму Орешкину. В частности, было сказано, что благодаря полученному опыту Нижегородская область готова создать на базе компании «Водолёт» единого межрегионального оператора в целях дальнейшего развития речных пассажирских перевозок. При этом предлагается расширить существующий «крылатый» флот и принять дополнительно не менее 68 «Валдаев» и 20 «Метеоров».
На наш взгляд, создание такого оператора позволит одновременно учитывать интересы всех субъектов, расположенных на Великом Волжском пути — от Астрахани до Ярославля. В то время как создание операторов несколькими регионами влечет сложности при организации межрегиональных маршрутов.