Подготовка ИТ-специалистов в России сегодня и завтра. Мнение экспертов ЦИПР
Потребность ИТ-индустрии в специалистах постоянно растет. Причины этого кроются как во внешних событиях, например, в уходе с российского рынка зарубежных компаний и последовавшей частичной релокации профильных специалистов, так и в естественном развитии этой сферы. С учетом темпов ее изменения в последнее время эксперты считают, что всего за два-три года может произойти полное обновление набора компетенций, необходимых будущему ИТ-специалисту.
Все это ставит серьезные задачи перед системой профильного образования, которые обсуждались в рамках партнерской сессии ИТ-кампуса НЕЙМАРК «Новые подходы к подготовке ИТ-специалистов в условиях всеобщей цифровизации и быстро меняющихся запросов рынка труда» на конференции ЦИПР в Нижнем Новгороде.
Первоочередные вызовы
Около 30 лет отечественная ИТ-сфера жила в системе, которую удалось совместными усилиями создать вузам и профильным компаниям. Одним из ее основных приоритетов было внедрение и эффективное применение появляющихся технологий, запуск цифровых сервисов, услуг — такую оценку озвучил в ходе дискуссии директор по развитию экосистемы и образовательных инициатив ГК YADRO Евгений Максимов, обозначив и новые вызовы, которые стоят перед отраслью сегодня.
Также Евгений Максимов отметил, что компаниям нужны специалисты с практическим опытом. Следовательно, этому вопросу необходимо уделять внимание в вузах, увеличивая время практики студентов, организуя их стажировки на предприятиях.
Александр Гаврилов, координатор Академического комитета Альянса RISC-V, также обратил внимание на то, что на сегодняшний день разработка отечественного аппаратного обеспечения ведется недостаточно активно в том числе из-за отсутствия нужных специалистов.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Вузы и группы компаний, занимающиеся разработкой программно-аппаратных комплексов и аппаратных решений по новейшим микропроцессорным технологиям, объединились в Российский Альянс RISС-V. Он активно занялся вопросами поддержки соответствующих направлений образования, исследований, а глобально — создания целостной ИТ-экосистемы вокруг современных микропроцессорных архитектур на открытых стандартах и спецификациях.
Реформа образования и гибкость учебных программ
Вопрос приближения программ подготовки в вузах к практическим потребностям рынка поднял в своем выступлении и заместитель министра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук. По его оценке, первое, в чем нуждается сегодняшняя система образования в целом — смещение акцентов с восприятия таких во многом формальных уровней подготовки, как бакалавриат, специалитет и магистратура, на восприятие квалификаций, полученных в процессе обучения.
На это и направлена, по его словам, реформа системы высшего образования: именно приобретенные знания и навыки должны определять, какую квалификацию получит человек. Причем для разных компетенций количество предметов и глубина их изучения должны различаться. От этого и должно зависеть количество лет обучения.
Свои университеты, которые также выпускают специалистов, в наше время создают и крупные ИТ-организации. И если в центре классического образования традиционно стоит наука в чистом виде, компании нацелены на практико-ориентированное обучение, чтобы подготовить специалистов для себя.
Участники дискуссии отметили, что систему образования в вузах также пора привести к единому знаменателю с запросами работодателей.
То есть, студент должен понимать, каким образом он во время учебы в вузе достигнет тех компетенций, которые он видит в запросах работодателей на сайтах с вакансиями.
По словам Дарьи Козловой, необходимо создавать своего рода «переходники» между требованиями работодателя и сложными ланами вузов, упрощать названия программ, модулей, разъяснять, какие востребованные навыки способны дать те или иные из них. Студенту нужно предлагать персональную траекторию, чтобы он сам выбрал те предметы, на которые хочет ориентироваться. А для этого нужно изменить подход к конструированию образования: учебная программа должна быть гибкой, чтобы студент мог влиять на нее.
Но при этом вузы зачастую сталкиваются с противоположной проблемой, когда студенты приходят из школы не готовыми к индивидуальным траекториям и ждут, что этот выбор сделают за них. В этом случае задача университетов — выстроить диалог и помочь человеку сделать осознанный выбор.
Сегодня подобная модель в Нижегородской области уже внедряется. В частности, она станет основным принципом работы для ИТ-кампуса НЕЙМАРК. Ранее схожий подход в России успешно опробовал Сетевой университет фундаментальных наук и технологий.
Помимо этого, в рамках договоренностей участников программы важен обмен образовательным контентом, использование передовых научных школ, опыта преподавателей из разных регионов, а также помощь студентам в использовании ресурсов сразу нескольких образовательных организаций.
Вуз как наукоград
Нелишним по оценкам участников панельной дискуссии представляется и использование опыта советских наукоградов. Сходным путем, к примеру, пошли в университете «Сириус».
Кроме того, у «Сириуса» налажены отношения с большим количеством индустриальных партнеров: Росатомом, ВКонтакте, Ростелекомом, Р-Фармом, Газпромнефтью. Компании самостоятельно реализуют на территории университета свои образовательные программы: прикладным дисциплинам, которые необходимо освоить будущим сотрудникам этих компаний, обучают их действующие сотрудники.
Также на территории университета функционируют лицей и колледж. Вместе они создают единый трек, призванный с ранних лет ориентировать ребенка на тот или иной вид деятельности.
Преподавательский состав университета тщательно отбирается и готовится: это ученые, профессора, руководители крупных образовательных центров — люди, которые могут служить примером для своих учеников. Это особенно важно, чтобы студенты перенимали некий общий культурный код, который особенно важен для людей, живущих в мире ИТ-технологий, цифрового пространства, где нет четких регуляторов.
Студентоцентричность и сквозные компетенции
С тем, что правильный университет — это комбинация бизнеса, образования и исследований, а студент всегда должен оставаться центром образовательной экосистемы, и его интересы должны приниматься в расчет в том числе при принятии управленческой командой вуза решений, каким образом засчитывается практика, как строится учебный план, как выглядит учебная среда, был согласен и директор Центра академических партнерств Сбера Андрей Очеретный.
Кроме того, важными элементами, необходимыми современной системе образования, он называет ее цифровизацию и акцент на развитие сквозных компетенций.
Актуализации вузовских программ должны способствовать и курсы дополнительной подготовки педагогов. Так, Сбер организовал Летнюю школу преподавателей, в рамках которых они могут пройти курсы, знакомящие их с современными программами обучения студентов.
ИТ-кампус НЕЙМАРК как агрегатор лучших практик
Советник губернатора по вопросам развития ИТ-сектора в Нижегородской области Валерий Черепенников отметил, что все прозвучавшие в ходе дискуссии предложения, будут учтены при создании в Нижнем Новгороде межвузовского ИТ-кампуса мирового уровня НЕЙМАРК. Он как раз и должен стать клиентоцентричной, партнероцентричной и студентоцентричной образовательной площадкой совершенно нового для нашей страны формата, объединяющей государство, бизнес и сильную научную школу региона.
Важными преимуществами региона как базы для создания ИТ-кампуса Валерий Черепенников называет развитый рынок ИТ, преимущественно высокие зарплаты в этой сфере, традиционно представленные здесь уникальные компетенции. И, конечно, уже сформированную экосистему для подготовки кадров цифрового профиля начиная со школьной скамьи, включающую сильное движение по олимпиадному программированию, стипендию НЕЙМАРК для студентов, проявивших себя в математике, физике и информатике, всевозможные профильные курсы и лектории для детей и подростков, а с осени 2023 года — еще и программу подготовки профильных педагогов. Ее вершиной и должен стать ИТ-кампус НЕЙМАРК, который будет отвечать за само качественное высшее образование и трудоустройство молодых специалистов.
В их число она включает государство, регионы, компании-работодателей и человека, который должен получить правильные знания, уметь их применять, чтобы создавать благо для страны, в которой живет. Но при этом, что важно, сам он должен быть удовлетворен тем, что делает.