Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта:
Эффекты:
Изображения:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Информационные технологии 20 Июня, 2023 года

Подготовка ИТ-специалистов в России сегодня и завтра. Мнение экспертов ЦИПР

Потребность ИТ-индустрии в специалистах постоянно растет. Причины этого кроются как во внешних событиях, например, в уходе с российского рынка зарубежных компаний и последовавшей частичной релокации профильных специалистов, так и в естественном развитии этой сферы. С учетом темпов ее изменения в последнее время эксперты считают, что всего за два-три года может произойти полное обновление набора компетенций, необходимых будущему ИТ-специалисту.

Все это ставит серьезные задачи перед системой профильного образования, которые обсуждались в рамках партнерской сессии ИТ-кампуса НЕЙМАРК «Новые подходы к подготовке ИТ-специалистов в условиях всеобщей цифровизации и быстро меняющихся запросов рынка труда» на конференции ЦИПР в Нижнем Новгороде.

Первоочередные вызовы

Около 30 лет отечественная ИТ-сфера жила в системе, которую удалось совместными усилиями создать вузам и профильным компаниям. Одним из ее основных приоритетов было внедрение и эффективное применение появляющихся технологий, запуск цифровых сервисов, услуг — такую оценку озвучил в ходе дискуссии директор по развитию экосистемы и образовательных инициатив ГК YADRO Евгений Максимов, обозначив и новые вызовы, которые стоят перед отраслью сегодня.

Евгений Максимов
директор по развитию экосистемы и образовательных инициатив ГК YADRO

Давайте похвалим себя и признаем, что система была хорошая, она работала, мы постоянно дополняли ее. Но повестка изменилась в сторону разработки технологий. Раньше мы за имеющиеся деньги покупали лучшее, что есть, теперь же нужно делать самим. Это дает нам новый кадровый вопрос.

Также Евгений Максимов отметил, что компаниям нужны специалисты с практическим опытом. Следовательно, этому вопросу необходимо уделять внимание в вузах, увеличивая время практики студентов, организуя их стажировки на предприятиях.

Александр Гаврилов, координатор Академического комитета Альянса RISC-V, также обратил внимание на то, что на сегодняшний день разработка отечественного аппаратного обеспечения ведется недостаточно активно в том числе из-за отсутствия нужных специалистов.

Александр Гаврилов
координатор Академического комитета Альянса RISC-V

Если традиции разработки прикладного программного обеспечения у нас активно развиваются, есть яркие представители и хорошие практики, то, к сожалению, в аппаратном обеспечении многие традиции были прерваны. Когда мы говорим о разработке аппаратного обеспечения, кроме фабрик, лабораторий, интеллектуальной собственности, ключевым моментом для нас являются кадры, специалисты в области разработки микропроцессоров и электронной компонентной базы, микропроцессорных архитектур, системного программирования, создания оптимизированных прикладных пакетов. Подготовка таких специалистов выходит на первый план.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Вузы и группы компаний, занимающиеся разработкой программно-аппаратных комплексов и аппаратных решений по новейшим микропроцессорным технологиям, объединились в Российский Альянс RISС-V. Он активно занялся вопросами поддержки соответствующих направлений образования, исследований, а глобально — создания целостной ИТ-экосистемы вокруг современных микропроцессорных архитектур на открытых стандартах и спецификациях.

Александр Гаврилов
координатор Академического комитета Альянса RISC-V

При работе с университетами мы напрямую участвуем в образовательном процессе в том или ином формате, поддерживаем совместные исследования компаний-участников Альянса, персональную работу студента, поддерживаем развитие целостной инженерной культуры. Для этого участники Альянса предоставляют материально-техническую базу, доступ к технологиям, поддерживают создание учебно-методических комплексов и материалов, делятся своими знаниями с профессорско-преподавательским составом. В результате участники наработали достаточно богатый инструментарий сотрудничества с университетами. Из него мы складываем образовательное поле, в рамках которого можно подготовить грамотного специалиста.

Реформа образования и гибкость учебных программ

Вопрос приближения программ подготовки в вузах к практическим потребностям рынка поднял в своем выступлении и заместитель министра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук. По его оценке, первое, в чем нуждается сегодняшняя система образования в целом — смещение акцентов с восприятия таких во многом формальных уровней подготовки, как бакалавриат, специалитет и магистратура, на восприятие квалификаций, полученных в процессе обучения.

На это и направлена, по его словам, реформа системы высшего образования: именно приобретенные знания и навыки должны определять, какую квалификацию получит человек. Причем для разных компетенций количество предметов и глубина их изучения должны различаться. От этого и должно зависеть количество лет обучения.

Андрей Омельчук
заместитель министра науки и высшего образования РФ

Новый эксперимент призван стереть границы и привязку к годам обучения, сделать акцент на компетенциях, которые человек получает вне зависимости от степени. В эксперименте принимает участие пилотная группа вузов страны.

Свои университеты, которые также выпускают специалистов, в наше время создают и крупные ИТ-организации. И если в центре классического образования традиционно стоит наука в чистом виде, компании нацелены на практико-ориентированное обучение, чтобы подготовить специалистов для себя.

Андрей Омельчук
заместитель министра науки и высшего образования РФ

Вузы выпускают исследователей, компании — практиков. Такая система на данный момент не может полностью заменить университет.

Участники дискуссии отметили, что систему образования в вузах также пора привести к единому знаменателю с запросами работодателей.

Дарья Козлова
первый проректор Университета ИТМО

Идеальное образование — это горизонтальные связи в университете, интердисциплинарность, столкновение умов, открытый диалог, самостоятельная работа. Образование должно быть понятным студентам, оно должно быть структурированным, чтобы студент мог говорить с вузом на одном языке.

То есть, студент должен понимать, каким образом он во время учебы в вузе достигнет тех компетенций, которые он видит в запросах работодателей на сайтах с вакансиями.

По словам Дарьи Козловой, необходимо создавать своего рода «переходники» между требованиями работодателя и сложными ланами вузов, упрощать названия программ, модулей, разъяснять, какие востребованные навыки способны дать те или иные из них. Студенту нужно предлагать персональную траекторию, чтобы он сам выбрал те предметы, на которые хочет ориентироваться. А для этого нужно изменить подход к конструированию образования: учебная программа должна быть гибкой, чтобы студент мог влиять на нее.

Но при этом вузы зачастую сталкиваются с противоположной проблемой, когда студенты приходят из школы не готовыми к индивидуальным траекториям и ждут, что этот выбор сделают за них. В этом случае задача университетов — выстроить диалог и помочь человеку сделать осознанный выбор.

Дарья Козлова
первый проректор Университета ИТМО

Персонализация — это не только компетенции, но и весь твой путь и опыт в университете: стажировки, хакатоны, мобильность, спорт, клубы, проекты, мероприятия. Важно, чтобы в университете персонализация не заканчивалась только учебным планом.

Сегодня подобная модель в Нижегородской области уже внедряется. В частности, она станет основным принципом работы для ИТ-кампуса НЕЙМАРК. Ранее схожий подход в России успешно опробовал Сетевой университет фундаментальных наук и технологий.

Нина Яныкина
секретарь Наблюдательного совета Университета ИТМО, начальник департамента проектной и инновационной деятельности

На одной площадке должны быть объединены стейкхолдеры, заинтересованные в подготовке элитных научных кадров. Это многослойная сетевая образовательная программа, участниками которой выступают разные субъекты. Особенно важно целеполагание, потому что у каждого стейкхолдера есть свои цели и интересы.

Помимо этого, в рамках договоренностей участников программы важен обмен образовательным контентом, использование передовых научных школ, опыта преподавателей из разных регионов, а также помощь студентам в использовании ресурсов сразу нескольких образовательных организаций.

Вуз как наукоград

Нелишним по оценкам участников панельной дискуссии представляется и использование опыта советских наукоградов. Сходным путем, к примеру, пошли в университете «Сириус».

Андрей Черненко
заместитель руководителя, проректор по образовательной деятельности АНО ВО «Университет «Сириус»

Структура университета — это набор научных центров. Главная задача научного центра — не просто провести студента по каким-то образовательным программам и в итоге его оценить, а погрузить в работу с понятными, практическими, уникальными, прорывными проектами. Этим научные центры принципиально отличаются от кафедр университета. Они дают студенту возможность чувствовать себя сопричастным к достаточно важным и серьезным делам, дают ответ на вопрос, зачем он это делает, затачивают его мыслить на результат, искать уникальные решения и чувствовать некий вкус победы.

Кроме того, у «Сириуса» налажены отношения с большим количеством индустриальных партнеров: Росатомом, ВКонтакте, Ростелекомом, Р-Фармом, Газпромнефтью. Компании самостоятельно реализуют на территории университета свои образовательные программы: прикладным дисциплинам, которые необходимо освоить будущим сотрудникам этих компаний, обучают их действующие сотрудники.

Андрей Черненко
заместитель руководителя, проректор по образовательной деятельности АНО ВО «Университет «Сириус»

На территории находится порядка 60 компаний-резидентов, которые так или иначе вовлечены в учебный и образовательный процессы, потом сами отбирают себе наиболее развитых и эффективных ребят и вовлекают уже сразу в рабочий процесс. Студент сразу понимает, как и для чего он будет развиваться. Инфраструктура формируется с учетом запросов и потребностей тех самых крупных компаний, которые понимают, чего хотят. Эта инфраструктура используется как студентами, так и теми компаниями, которые работают на территории.

Также на территории университета функционируют лицей и колледж. Вместе они создают единый трек, призванный с ранних лет ориентировать ребенка на тот или иной вид деятельности.

Преподавательский состав университета тщательно отбирается и готовится: это ученые, профессора, руководители крупных образовательных центров — люди, которые могут служить примером для своих учеников. Это особенно важно, чтобы студенты перенимали некий общий культурный код, который особенно важен для людей, живущих в мире ИТ-технологий, цифрового пространства, где нет четких регуляторов.

Андрей Черненко
заместитель руководителя, проректор по образовательной деятельности АНО ВО «Университет «Сириус»

Чтобы они отличали плохое от хорошего, после нашего воспитания оставались с нами и гордились этим. Это чувство ответственности, потому что эти ребята — наша элита, которая в дальнейшем повлияет на развитие страны. Наша задача — об этом не забывать, укладывать это в программу и учитывать.

Студентоцентричность и сквозные компетенции

С тем, что правильный университет — это комбинация бизнеса, образования и исследований, а студент всегда должен оставаться центром образовательной экосистемы, и его интересы должны приниматься в расчет в том числе при принятии управленческой командой вуза решений, каким образом засчитывается практика, как строится учебный план, как выглядит учебная среда, был согласен и директор Центра академических партнерств Сбера Андрей Очеретный.

Андрей Очеретный
директор Центра академических партнерств Сбера

Мы не понимаем, что студенты делают, к каким результатам приходят, если это не отмечено дисциплинами в дипломе. А именно это и интересно работодателю. И мне было приятно слышать, что сегодня все больше в вузах транслируется студентоцентричность. Вузы все чаще уделяют внимание центрам карьеры, а ведь именно они должны стать теми точками пересборки системы высшего образования, потому что имеют доступ непосредственно к клиенту, могут ответить на вопрос, какие знания нужны в быстро меняющемся мире.

Кроме того, важными элементами, необходимыми современной системе образования, он называет ее цифровизацию и акцент на развитие сквозных компетенций.

Андрей Очеретный
директор Центра академических партнерств Сбера

Сквозные ИТ-компетенции возникают не только в лице джуниоров, дата-саентист, специалистов по кибербезу, это также сквозные компетенции, которые возникают в смежных профессиях. И среда, в которой студенты получают образование, во многом формирует у них желание эти компетенции получать.

Актуализации вузовских программ должны способствовать и курсы дополнительной подготовки педагогов. Так, Сбер организовал Летнюю школу преподавателей, в рамках которых они могут пройти курсы, знакомящие их с современными программами обучения студентов.

Андрей Очеретный
директор Центра академических партнерств Сбера

Это не про изменение учебных планов целиком. Есть отдельные рабочие программы и дисциплины, которые при желании преподаватели могут скорректировать, понимая, какая ситуация происходит на рынке.

ИТ-кампус НЕЙМАРК как агрегатор лучших практик

Советник губернатора по вопросам развития ИТ-сектора в Нижегородской области Валерий Черепенников отметил, что все прозвучавшие в ходе дискуссии предложения, будут учтены при создании в Нижнем Новгороде межвузовского ИТ-кампуса мирового уровня НЕЙМАРК. Он как раз и должен стать клиентоцентричной, партнероцентричной и студентоцентричной образовательной площадкой совершенно нового для нашей страны формата, объединяющей государство, бизнес и сильную научную школу региона.

Валерий Черепенников
советник губернатора Нижегородской области по вопросам информационных технологий

Это важный проект, пока мы движемся «на ощупь». Сегодняшняя сессия показала, что мы правильно собирали всю информацию. Получилось, что мы достаточно далеко продвинулись, считывая все тренды ИТ-образования. При проектировании образовательной программы кампуса мы советовались со всеми теми компаниями, названия которых сегодня звучали, пытались учитывать их пожелания. Это одна из тех задач, которые мы пытаемся решить.

Важными преимуществами региона как базы для создания ИТ-кампуса Валерий Черепенников называет развитый рынок ИТ, преимущественно высокие зарплаты в этой сфере, традиционно представленные здесь уникальные компетенции. И, конечно, уже сформированную экосистему для подготовки кадров цифрового профиля начиная со школьной скамьи, включающую сильное движение по олимпиадному программированию, стипендию НЕЙМАРК для студентов, проявивших себя в математике, физике и информатике, всевозможные профильные курсы и лектории для детей и подростков, а с осени 2023 года — еще и программу подготовки профильных педагогов. Ее вершиной и должен стать ИТ-кампус НЕЙМАРК, который будет отвечать за само качественное высшее образование и трудоустройство молодых специалистов.

Нина Яныкина
секретарь Наблюдательного совета Университета ИТМО, начальник департамента проектной и инновационной деятельности

Я очень надеюсь, что мы увидим в Нижегородской области очень яркий, растущий, развивающийся феномен того, как образовательная сущность готовит действительно востребованных специалистов для компаний не только региона, но всей страны и мира. Это будет действительно эффективно, своевременно и в конечном итоге принесет пользу всем уровням стейкхолдеров и бенефициаров.

В их число она включает государство, регионы, компании-работодателей и человека, который должен получить правильные знания, уметь их применять, чтобы создавать благо для страны, в которой живет. Но при этом, что важно, сам он должен быть удовлетворен тем, что делает.

Валерий Черепенников
советник губернатора Нижегородской области по вопросам информационных технологий

Сейчас мы начинаем взаимодействие в сетевой форме между кампусом и вузами Нижнего Новгорода, но наши двери всегда открыты для других вузов и ИТ-компаний.