Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта:
Эффекты:
Изображения:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Культура 08 Августа, 2023 года

Музей года сквозь века: изучаем фонды и новые выставки НГХМ

В одном из старейших художественных музеев России этим летом проходит большая летняя программа. Прямо сейчас в его филиалах можно увидеть не только уникальные картины фонда, но и шедевры Русского музея, Третьяковской галереи, наивное искусство и авангард из Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Изучаем, как Нижегородский государственный художественный музей заслужил доверие ведущих коллекционеров страны, осваивает новые темы и площадки, бережно относится к своей истории.

Награда The Art Newspaper Russia

В этом году Нижегородский художественный музей признали лучшим по версии профильного издания The Art Newspaper Russia. Впервые за 11 лет существования премии за достижения в области искусства наградой отмечен нижегородский музей. Среди лауреатов прошлых лет — московские Еврейский музей и центр толерантности, МАММ, Эрмитаж, «Гараж», ММСИ, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, петербургский «Манеж» и даже зарубежный Государственный музей современного искусства в Салониках.

Роман Жукарин
Генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея

Это очень важная веха, ступень в развитии нашего музея. Конечно, это победа окрыляет, но она нас обязывает и дальше поднимать эту высокую планку, соответствовать. Мы это любим, мы это знаем, это наша история. Тем более, что в Нижнем Новгороде за последние несколько лет сделано очень много. В музейной сфере, в том числе. Благодаря этому мы можем развиваться. У нашего музея есть душа, и мы готовы делиться самым лучшим с вами.

Перезагрузка музея

Первым шагом на пути к узнаваемости НГХМ стало масштабное обновление культурных пространств в рамках 800-летия. К юбилею города провели не только ремонт всех площадок фонда (Дом губернатора в кремле с экспозицией русского искусства, дом Сироткина с западным искусством и новое пространство для русского авангарда), но и увеличили площади за счет выставочного зала, разместившегося в восстановленном Манеже Нижегородского кремля. А также открыли для зрителей коллекцию русского авангарда в пространстве на главной площади города.

Перезагрузка одного из старейших российских художественных музеев (7 июля музею исполнилось 127 лет) — непростая задача. Открытый к XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке музей не только выглядел иначе, но и располагался в другом месте. В Дмитриеской башне, где источником первой коллекции историко-художественного музея стали работы участников грандиозного культурного события (Ивана Айвазовского, Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Валентина Серова, Исаака Левитана, Ильи Репина и других). Суммарно художественный отдел выставки объединял более тысячи работ, около трех сотен художников и скульпторов.

Позднее, уже в начале XX века музей пополняли Академия художеств, частные пожертвования, национализированные дворянские собрания, музейные фонды и даже деятельность музейных сотрудников. Организация быстро разрасталась, некоторые помещения строились по специальным проектам, предусматривающим залы для искусства.

Фото: Максим Дмитриев «Внутренний вид исторического музея в Нижнем Новгороде» (1896)
Фото: Максим Дмитриев «Внутренний вид исторического музея в Нижнем Новгороде» (1896)

История города в картинах

Итого, в коллекции — подлинники картин, сохранившихся с момента открытия, и более модерновые находки. Легендарные полотна — «Импровизация 4» Василия Кандинского, «Косарь» Казимира Малевича, «Кацапская Венера» Михаила Ларионова, «Белки» Наталии Гончаровой. Сегодня художественная ценность собрания НГХМ неоспорима, а постоянные экспозиции — национальные достояние.

Для того чтобы вспомнить образы многих картин, хранящихся в Нижегородском художественном музее, достаточно описания, ведь многие из этих работ давно стали иллюстрациями школьных учебников. Так, одна из самых любимых картин посетителей — «Ковер-самолет» кисти Виктора Васнецова (1880), написанная по заказу промышленника и мецената Саввы Мамонтова, попала в коллекцию благодаря представителю еще одной купеческой фамилии Сергею Рукавишникову.

В музее помимо броских обновлений заметна и забота о сохранении локальных традиций. Полотна с пейзажами Нижнего Новгорода отсылают к началу, в то время, когда музей был еще и историческим. В НГХМ сохранено первое живописное изображение Нижнего Новгорода, созданное Никанором Чернецовым (1838), вид Печерского монастыря кисти Алексея Саврасова, тут же картина о ярмарочных типажах «Колокольный ряд» (1862), написанная Алексеем Боголюбовым после поездки по Волге. Конечно, нельзя забыть и о жемчужине коллекции — картине «Воззвание Минина» (1896) Константина Маковского. Тот самый рекордсмен среди станковых произведений русской живописи, посвященных сюжету из отечественной истории. Шестиметровая картина, под которую в этом году выделили отдельный зал с мультимедийными дополнениями (аудиогидом и VR-очками). 

Сейчас в нижегородском художественном музее есть все условия для изучения искусства и хранения 12 тысяч объектов от икон до работ современных художников. Коллекцию постоянно дополняют работами из других музеев страны. Этим летом на пространствах НГХМ много новых узнаваемых картин. Их на время работы выставок предоставили партнеры проектов (государственные музеи, фонды и коллекционеры).

Глеб Никитин
Губернатор Нижегородской области

Лето — время активных туристических поездок. К нам едет много семей с детьми. Для родителей важно, чтобы каникулы проходили не только интересно, но и полезно. Кроме того, большое значение имеет патриотическая составляющая. Знакомство с шедеврами живописи и историческими предметами позволит лучше понять историю России, проникнуться ее духом. И все это происходит в сердце города, в Нижегородском кремле.

Сказочные сюжеты

До 13 августа у посетителей музея в третьем корпусе Нижегородского кремля есть редкая возможность увидеть полотна Виктора Васнецова от «Витязя на распутье» до «Царевны-лягушки», картины Николая Рериха, Ильи РепинаМихаила Врубеля «Тридцать три богатыря», графические листы Ивана Билибина, яркие декоративные работы палехской росписи, народный лубок и многое другое. 

На выставке «Художник и сказка» представлено более 120 произведений русских художников, объединенных темой былин и сказок. Также экспозицию дополняют театральные костюмы и изделия мастеров декоративно-прикладного искусства. Масштабный выставочный проект реализуется за счет средств федерального бюджета в рамках нацпроекта «Культура», а в его подготовке приняли участие специалисты Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Российского национального Музея музыки (Москва) и Нижегородского государственного художественного музея

Алла Манилова
генеральный директор Государственного Русского музея

Грандиозная выставка, открывшаяся в Нижнем Новгороде в рамках национального проекта «Культура», создана совместными усилиями главных культурных институций нашей страны. Нижегородская земля связана с творчеством Александра Пушкина, гениального поэта, писателя, автора сказок, поэтому проведение подобного проекта именно здесь представляется очень закономерным. Русский музей рад представить нижегородцам и гостям города знаменитые полотна величайших художников из своей коллекции, а также известные иллюстрации, графику и произведения декоративно-прикладного искусства, которые связаны с темой сказок. Эти работы не так часто покидают стены музея, что делает выставку поистине уникальной.

Русская народная сказка утвердилась в русском изобразительном искусстве как самостоятельные сюжеты во второй половине XIX столетия, в первую очередь, в творчестве Виктора Васнецова. Кроме его «Ковра-самолета» (в фонде НГХМ), на выставке представлены такие его полотна, как «Витязь на распутье» и «Баян» из собрания Государственного Русского музея, «Иван-царевич на Сером Волке», «Снегурочка» и «Царевна-лягушка» из собрания Третьяковской галереи. У гостей музея появилась возможность увидеть работы Николая Рериха из коллекции Государственного Русского музея.

Кроме того, музей предоставил для выставки в залах Дома губернатора картину Ильи Репина «Садко», большое полотно Михаила Врубеля «Тридцать три богатыря» и эскиз к картине «Царевна-лебедь». В экспозиции нашлось место и для театральных костюмов сказочных героев, объектов декоративно-прикладного искусства: скульптурной миниатюры из центров художественного фарфора Москвы и Петербурга, игрушек, шкатулок, декоративных панно мастеров палехской миниатюры, глиняной дымковской и деревянной игрушки.

Олег Беркович
Заместитель Губернатора Нижегородской области

Образы картин Васнецова, Врубеля, Репина заложены на подкорке у многих поколений, мы сотни раз видели их в учебниках, на разных предметах быта. Но, подобно чудесам света, такие картины нужно увидеть вживую. Выставка «Художник и сказка» особенная, потому никогда такого не было, чтобы все известные произведения собрали вместе. Что важно: проект задумывался в прошлом году в Нижнем Новгороде и за год воплотился в жизнь при поддержке Аллы Юрьевны Маниловой и музеев.

Доступные выставки: тифлоэкскурсии и тифлопрограммы

Анна Якунина
директор Нижегородской центральной специальной библиотеки для слепых

Произведения искусства, памятники истории и культуры — это наше общее достояние, поэтому для каждого человека очень важно иметь возможность прикоснуться к великому наследию. Посещение музея для незрячего человека необходимо, так как это один из способов общения с миром искусства. У Нижегородской центральной специальной библиотеки для слепых и Нижегородского художественного музея уже сложились очень хорошие партнерские отношения, имеется успешный опыт в организации и проведении тифлоэкскурсий для людей с нарушениями зрения. В наших совместных планах — развивать эту работу, делая музейные экспозиции доступными для их восприятия.

Выставку «Художник и сказка» адаптировали для слепых и слабовидящих посетителей. Сотрудники Нижегородского художественного музея в партнерстве с Нижегородской центральной специальной библиотекой для слепых разработали и проводят тифлоэкскурсии. Первую выставку в июне посетили 25 нижегородцев с ограничениями по зрению.

Также для незрячих были разработаны и тифлопрограммы, позволяющие представить образы былинных богатырей и наряды красавиц из русских сказок. Слабовидящие люди смогут не только узнать больше о художниках, их творчестве, но и тактильно ознакомиться с деталями их картин: кольчугами, кокошниками, элементами щита, наконечникам стрел. 

Наталья Суханова
Министр культуры Нижегородской области

Для картин был создан рельефно-точечный этикетаж, размещены рельефно-графические изображения, для основных экспонатов разработаны и аннотации, написанные шрифтом Брайля. Это позволяет посетителям с ограничением по зрению самостоятельно посещать экспозицию, не ориентируясь только на специально организованные экскурсии.

Тифлоэкскурсии по выставке по выставке доступны по предварительной записи по телефону: +7 (831-41) 9-44-00.

Совместные проекты

Партнерские отношения руководство НГХМ налаживает с директорами столичных и региональных российских музеев. Например, «Художник и сказка» стала результатом гармоничной и вдумчивой совместной работы представителей федерального и регионального министерств культуры, а также личного взаимодействия музейного руководства. Бережному хранению в НГХМ доверяют картины из своих фондов крупнейшие и авторитетные музеи страны.

Важный стратегический партнер — Третьяковская галерея. В 2016 году Третьяковка привезла в рамках выставки «На рубеже веков. Шедевры Государственной Третьяковской галереи» в Нижний Новгород привезли полотно Константина Коровина «Базар у пристани в Архангельске» (1896), которое украшало павильон «Крайний Север» на Всероссийской промышленно-художественной выставке в 1896 году.

Картина: Константин Коровин «Архангельск. Базар у пристани в Архангельске» (1896).
Картина: Константин Коровин «Архангельск. Базар у пристани в Архангельске» (1896).

В числе друзей помимо Русского музея и Третьяковской галереи есть ГМИИ имени А. С. Пушкина, коллеги из Казани, Самары и Екатеринбурга. Кстати, работу в партнерстве можно оценить до 24 сентября на выставке избранных произведений наивного искусства из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств «Ну какой же ты наивный!» в НГХМ|Искусство XX века (пл. Минина и Пожарского 2/2).

Интересно, что 150 избранных произведений живописи и графики наивных художников разного времени отреставрированы специально к выставке (многие картины были выполнены самоучками). Вся выставка представляет собой знакомство с многими периодами направления: копийной живописью, любительским творчеством времен СССР, наивным импрессионизмом и современным наивом. Также в проекте представлено и местное наивное искусство — произведения Анны Дикарской и Владимира Мизинова.

Роман Жукарин
Генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея

Наивного искусства в Нижнем Новгороде в таком объёме не показывалось никогда. Этим мы хотим доказать и рассказать, что музей — это многогранная институция. Мы расширяем горизонты, стараемся работать на музейном академическом уровне. Эти партнерские отношения — еще одно хорошее доказательство того, что региональный музей на сегодняшний день важный, очень нужный. Мы — действенные авторы на культурной карте России. Я уверен, что эта выставка вызовет интерес у нижегородцев. А все, кто придут, откроют для себя что-то абсолютно необычное.

Шедевры мирового искусства

В центре внимания НГХМ оказалось еще одно уникальное явление мировой культуры — авангард, который позволил художникам выйти в лидеры всего мирового искусства. Значимую часть мирового культурного процесса собрали в выставочном пакгаузе на нижегородской Стрелке (ул. Стрелка, 21и).  До 30 августа нижегородцам и гостям города доступны более двух сотен картин, восемьдесят авторов из семи уральских музеев и частного собрания на выставке «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала».

Горизонтальные связи между региональными музеями позволили создать уникальную масштабную выставку сразу десяти направлений авангарда. Музеи и частное собрание, участвующие в проекте, позволили познакомить зрителей с работами Василия Кандинского (в экспозиции есть «Композиция № 217. Серый Овал» (1917)), Казимира Малевича (здесь представлен «Супрематизм» (1915-1916)), Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Александра Родченко и других. 

Ольга Горнунг
куратор выставки «Другие грани», заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ

Мы делимся опытом, у каждого музея есть какие-то свои интересные наработки, свои новшества. Диалог с коллегами всегда полезен… Изначально мы хотели показать коллекцию авангарда только нашего музея, но потом идея трансформировалась. Сейчас мы показываем не только классический авангард, но также его предшественников и последователей.

На выставке зрителю доступна не только классика авангарда, но и работы его предшественников и последователей. Большой выставочный проект с картинами, которые редко встречаются за пределами уральских собраний. Сразу четыре художника являются своеобразными «эндемиками» для уральских коллекций — Павел Голубятников, Николай Третьяков, Петр Субботин-Пермяк и Василий Денисов

Купить билет на выставку

Никита Корытин
директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств

Эта выставка — один из самых сложных проектов, которыми доводилось заниматься команде нашего музея. Обсуждение проекта с Нижегородским государственным художественным музеем началось год назад и полгода потребовалось, чтобы выработать итоговую концепцию, а затем перейти к сложным переговорам со всеми участниками проекта, которые предоставили свои произведения. В результате получился большой выставочный проект.

Всего в этом году два крупнейших региональных художественных музея проведут пять обменных выставочных проектов. Соответствующее соглашение стороны подписали на общем собрании Союза музеев России в ноябре 2022 года. Такой обмен коллекциями будет двусторонним.

Совсем скоро собрание западноевропейского искусства дома Сироткина отправят в Екатеринбург для формирования уникальных экспозиций, которые будут приурочены к 300-летию города. Как отмечает директор НГХМ, подобные коллаборации должны осуществляться долгосрочно, открывая для сотрудников музея и посетителей абсолютно новые горизонты в музейном деле.