Нижегородский опыт речных скоростных перевозок хотят тиражировать на всей Волге
В Чкаловске Нижегородской области прошло выездное совещание Совета Государственной Думы России по теме развития речного пассажирского транспорта во главе с председателем нижней палаты парламента Вячеславом Володиным. Участие в мероприятии приняли полномочный представитель президента в Приволжье Игорь Комаров, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, председатель регионального Законодательного собрания Евгений Люлин.
Перед тем как обсудить вопросы речных перевозок, Вячеслав Володин вместе с руководителями фракций и председателями профильных комитетов Госдумы посетил Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева, расположенное в Чкаловске.
Спикер Госдумы во время визита на ЦКБ по СПК им. Алексеева отметил, что заказы дали возможность предприятию ожить, но ему нужно развиваться дальше и работать с регионами напрямую, и прежде всего, с крупными волжскими городами: Самарой, Саратовым, Волгоградом и другими. Володин подчеркнул, что нужно изучить, какая будет себестоимость судов в случае, если предприятие получит заказ на производство «Валдаев» на пять лет вперёд. Это необходимо для того, чтобы снизить издержки и обеспечить устойчивую и рентабельную работу компании. При этом будет достигнута и главная цель — передовой отечественный продукт поможет обеспечить гражданам комфорт и мобильность.
О взаимодействии региона с предприятием рассказал губернатор Глеб Никитин. В частности, Нижегородская область уже приобрела пять «крылатых» судов «Валдай 45Р». Запланированы поставки трёх 120-местных «Метеоров», первый из которых будет задействован уже в период навигации 2023 года. Глава региона отметил уникальность ЦКБ, где за многие годы были накоплены компетенции, позволяющие выпускать сложный, высокотехнологичный продукт.
Стоит также отметить, что оператор нижегородского скоростного флота — компания «Водолёт» — располагает не только судами на подводных крыльях, но комфортным прогулочным кораблём «Соталия», особенностью которого является панорамное остекление, позволяющее в полной мере насладиться видами. При этом «Валдаи», конечно, являются на сегодня главным инструментом развития пассажирского речного судоходства. Так, в 2022 году они совершили более 2 300 рейсов и перевезли около 70 тысяч пассажиров. В нынешнем году этот рекорд планируется побить: с начала навигации-2023 пассажирами судов на подводных крыльях стали уже около 60 тысяч человек.
При этом география рейсов нижегородских «Валдаев» постоянно расширяется. Так, в середине августа эти быстроходные корабли впервые отправились из столицы Приволжья в Васильсурск, которому в этом году исполняется 500 лет. Сейчас «Валдаи» осуществляют перевозки по Волге и Оке в четырёх регионах. А с появлением в распоряжении «Водолёта» их «старших братьев» «Метеоров» нижегородцы и гости нашего региона смогут путешествовать уже по девяти регионам. И это далеко не предел — вопрос только в приобретении новых судов и создании необходимой инфраструктуры: причалов, водных заправочных станций, досмотровых павильонов и др.
О развитии предприятия рассказали генеральный директор Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева Сергей Итальянцев и председатель совета директоров, генеральный конструктор ЦКБ Георгий Анцев. Было отмечено, что сейчас предприятие работает над целым рядом проектов, включая морской «Метеор», скоростные катера и суда на воздушной подушке.
Возрождение «Метеора»
Председатель Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что по итогам выездного совещания будут выработаны конкретные решения, которые затем будут вынесены на обсуждение парламента. По его словам, в вопросах развития речного пассажирского транспорта может быть использован, в частности, успешный опыт Нижегородской области, где строятся суда серий «Метеор» и «Валдай».
По мнению полпреда в ПФО Игоря Комарова, развитие речного пассажирского транспорта актуально для регионов, находящихся на территории всего Волжско-Камского бассейна.
Губернатор в своём докладе отметил, что в Нижегородской области развитие речных пассажирских перевозок решает сразу несколько задач. Это необходимо жителям региона, дает импульс для развития речного туризма и, как следствие, экономики прибрежных городов. Кроме того, это помогает развивать и укреплять межрегиональное взаимодействие.
Кроме того, отдельное внимание уделяется созданию причальной инфраструктуры для скоростных судов. Губернатор подчеркнул, что регионом сформирована финансовая и операционная модель, которую можно использовать для организации масштабной сети скоростных речных перевозок. Исходя из такого опыта определены проблематика управления такой сетью и необходимый набор мер для её развития. Просчитана возможная модель для организации перевозок СПК по Волге от Рыбинска до Астрахани. Для этого потребуется 76 судов, включая 51 «Валдай 45Р» и 25 «Метеоров 120Р». Такой «крылатый» флот обеспечит перевозку более 1,5 млн пассажиров ежегодно.
Глава региона подчеркнул, что эффективность управления флотилией возрастает с ростом количества судов. В этой связи целесообразна поддержка развития консолидированных операторов флота, каким уже является нижегородский «Водолёт». Также Глеб Никитин рассказал об использовании судов на электрической тяге и поддержке развития данного направления.
В свою очередь спикер регионального Заксобрания Евгений Люлин отметил, что развитие внутреннего водного транспорта требует решения целого ряда серьезных вопросов — таких, как доступность лизинга судов, восстановление причальной инфраструктуры, необходимость реконструкции шлюзов.
Ранее нижегородский губернатор Глеб Никитин озвучил президенту России Владимиру Путину предложения по производству и обновлению общественного транспорта в стране. В частности, было предложено разработать единую программу обновления подвижного состава в регионах России. При этом губернатор подчеркнул, что важным элементом общественного транспорта во многих субъектах РФ является и речной транспорт. В качестве примера он привёл Нижегородскую область, где очередным этапом развития речных перевозок станет выпуск в навигацию электросудов, для которых предложили создать единый стандарт зарядной инфраструктуры.