Intervals 2023: как главный медиафестиваль региона активирует сферу культуры
Нижний Новгород уже шестой год доказывает, что по праву может называться столицей аудиовизуального искусства. Благодаря фестивалю Intervals и студии Dreamlaser нижегородцам и гостям города доступна диджитал-галерея под открытым небом. Ежегодно проект помогает не только увидеть привычные места по-новому, но узнать больше об историческом центре. В этот раз преображать снаружи и изнутри будут сразу 15 локаций.
Intervals – это фестиваль медиаискусства, аудиовизуальных инсталляций. Фестиваль, где вы можете посмотреть на работы международных художников, которые вы ранее видели только в соцсетях, а здесь вы можете увидеть воочию. Выставка идет три дня, и она полностью бесплатная. Всё в прогулочном формате, в шаговой доступности от Стрелки до «Горадрома», где на территории скейт-парка райдеры будут делать трюки в свете медиаинсталляции.
Событие регулярно привлекает участников со всего мира. В этом году с 25 по 27 августа в рамках фестиваля представят работы известных художников, студий и музыкантов из шести стран — России, Австралии, Китая, Японии, Индонезии и Испании. Это будут 3D-мэппинги на фасадах зданий, кинетические и интерактивные проекты.
Карта фестиваля, посвященного медиаискусству, давно стала важным сувениром горожанина. На ней отмечены объекты городской медиавыставки и программа событий. Благодаря такому решению организаторы стараются делать высокотехнологичное искусство доступным и понятным каждому. В прошлом году Intervals посетили более 100 тысяч человек.
Оценили авторский подход к работе и профессиональные премии. Например, в области современного искусства «Инновация-2020». А в прошлом году организаторов отметили национальной премией «Событие года» в номинациях «Фестиваль года» и «Культурное событие года». В коллекции награды и от Best Experience Marketing Festival: первое место в номинации «Лучший фестиваль» и «Лучший региональный проект», а ещё третье место в номинации «Лучшая активация в сфере культуры/лучший просветительский проект».
Образовательная программа
Звание лучшего просветительского проекта событию вручили не случайно. Не первый год параллельно с культурной организаторы реализуют и образовательную программу, состоящую из встреч с авторами работ фестиваля и обсуждений главных тенденций индустрии. В этот раз 26 и 27 августа в Академии Маяк эксперты обсудят роль и возможности нейросетей в медиаарте, покажут весь цикл работы с искусственным интеллектом, поразмышляют на тему образования в арт-сфере и изучат, как проекты искусства способствуют развитию территорий.
Кстати, импульсом обновлений в регионе часто становятся именно креативные проекты, поэтому один из блоков лекций посвящен именно им. Среди спикеров: заместитель Губернатора Нижегородской области Олег Беркович, советник губернатора по Нижегородской области и руководитель ИРГСНО Дарья Шорина, члены команды «Выкса-фестиваля» Дарья Епишкова и Анастасия Харабиберова.
Фокус в заключительном блоке образовательной программы направили на медиаарт-проекты. Участники смогут лучше понять работы фестиваля и задать вопросы их авторам.
К образовательной программе у нас такой же подход, как и к основной выставочной программе. Мы говорим на доступном языке, потому что наша функция — просветительская. Художники расскажут о своих проектах, им можно будет задавать вопросы об увиденном. К нам приедет китайский художник Као Юкси с лекцией «Застывшее измерение». Покрас Лампас расскажет о технологиях, которые сам применяет в художественной деятельности. Фаджар Курниа едет из Индонезии, чтобы рассказать нашим зрителям о своих проектах.
Вход на события образовательной программы бесплатный, по предварительной регистрации по ссылке.
Уличные локации
Академия Маяк
Визитной карточкой фестиваля Intervals стал мэппинг на псевдоготическом фасаде одного из самых красивых зданий Нижнего Новгорода. В начале XX века архитектор Федор Шехтель проектировал здание как банк Сергея Рукавишникова. С приходом Первой мировой войны здание отдали под швейную фабрику, а вот название «Маяк» она обрела только в 1960-х. Теперь на отреставрированном здании покажут 2D-анимацию и сторителлинг в теме сказок от студии The Fox, The Folks (Индонезия), работы российских медиастудий Bestereo° и dreamlaser (коллаборация с «Тинькофф»), а еще медиахудожника Filip Roca (Испания).
Концертный зал «Юпитер»
Уличные экраны концертного зала Юпитер будут работать дольше остальных локаций — с 12:00 до 22:00. Одним из авторов, разместивших свою работу, станет мультидисциплинарный художник Покрас Лампас, известный своими каллиграфическими проектами. Он совмещает работу над арт-проектами с выставками по всему миру, перформансами и стрит-арт фестивалями, а еще ставит рекорды и старается постоянно выходить за рамки привычной каллиграфии.
Когда ребята прислали фасад здания, я отметил, что он очень сложный для видеоарта. Первая идея была — придумать то, что я обычно не делал. Мы напечатали в студии 3D-макет здания и стали крутить его. Поставили камеру на штатив и смотрели, как будет падать свет… Я решил сделать арт на тему «Что такое красота». Определения этого слова для проекта я сгенерировал при помощи ChatGPT от лица семи персонажей: дизайнера, художника, инженера, космонавта, эколога, ребенка и искусственного интеллекта.
Еще на этой локации можно будет увидеть видеоарт Александра Абрамова, совместную работу медиахудожника Яра Кирсанова и композитора, саунд-дизайнера Алекса Зарипова. Контент будет выведен на фасад концертного зала «Юпитер», в том числе будут задействованы окна и экраны, установленные на здании.
Основная идея — художественно интерпретировать основные каналы восприятия человека: зрение, слух, осязание, обоняние. Поскольку я работаю с визуалом, а Алекс со звуком, эта идея оказалась одинаково близкой для нас обоих.
Площадка уличного скейтпарка «Горадром»
Посмотреть на интерактивную инсталляцию Volcano российской студии Inty организаторы советуют сверху. Например, с канатной дороги. Для работы построили двухметровую скейтфигуру, которая работает в связке с дым машиной, экранами и световыми приборами.
Нижегородский театр кукол
На фасаде Нижегородского театра кукол в рамках фестиваля покажут работы пятнадцати финалистов конкурсного отбора EcoVision, темой которого стала экология и воздействие человека на планету.
Башня с часами
Еще одна уличная локация фестиваля — памятник архитектуры с элементами древнерусского стиля, построенный к 300-летию династии Романовых. На башне с часами ансамбля зданий Государственного банка можно будет увидеть мэппинг от медиахудожников Ковычка и Дмитрия Корниенко. Работы рассказывают о взаимосвязи городской среды и природной.
Прогулка по Стрелке
В этот раз фестиваль приглашает прогуляться по обновленной Стрелке и посетить несколько локаций фестиваля: выставочный пакгауз с кинетической инсталляцией от LYM PRO, Ярмарочную фильтровальную станцию с голографической инсталляцией Intersection и мыс Стрелки, где покажут новую инсталляцию студии dreamlaser. Интересно, что еще одну работу зрители увидят на башенных кранах, расположенных на строительной площадке Ледовой арены в Нижнем Новгороде.
Внутренние пространства
Терминал A
Теперь на Красной Слободе есть важный объект современного культурного кластера — ЦСИ «Терминал А». Именно там покажут голографическую инсталляцию медиахудожника Aizek. В своих работах художник работает с высокотехнологичными медиа, находя визуальное воплощение каждому звуку, будь то эмбиент или шум. А еще художник сталкивает элементы разных видов искусства в одном произведении и обращается к наработкам Скрябина и Кандинского.
Нижегородский хоровой колледж
Своей лазерной AV-инсталляцией, расположенной в Нижегородском хоровом колледже, Shohei Fujimoto обращается и к теме отношения людей к природе, стараясь побудить нас к эмпатии. Через математические операции, абстрактные формы и элементы случайности в алгоритмах медиахудожник рассуждает об устройстве мира внутри и снаружи человека.
Город любит наш фестиваль и считает его своей визитной карточкой. И теперь многие площадки сами приглашают нас для реализации у них фестивальных проектов. Так, в этом году для гостей фестиваля откроет двери старое хоровое училище, где будет представлена работа известного японского художника Шохеи Фудзимото. Это будет настоящий вау-опыт — побывать в таком красивом здании, да еще и с инсталляцией.
Спорткомплекс «Горадром»
Внутри спортивного комплекса «Горадром» на набережной Гребного канала разместили инсталляцию Palindrome Codex. Работа переосмысляет линейную концепцию времени, демонстрирует, как, по мнению художников, может выглядеть искажение времени и пространства. Её авторы — китайский художник Као Юкси (Cao Yuxi) и композитор Лау Хиу Конг (Law Hiu Kong).
Palindrome Codex вдохновлена известным палиндромом «Sator Opera Tenet — Tenet Opera Sator», найденным на каменной табличке во время раскопок на руинах Помпеи в 1925 году. Этому артефакту более 2 000 лет. Такие таблички встречались на территории Древнего Рима, а затем и в европейских странах и современной Сирии, повсеместно приобретая мистическое значение.
ЦЕХ *
В ближайшие выходные в пространстве ЦЕХ * разместят сразу две работы художников. На входе в пространство гостей встретит мини-инсталляция «Микрорейв» от коллектива SHUM. А в центре внимания окажется инсталляция COIL с кольцевыми экранами от студии «С Е Т А П». «Тоннель» из 6-метровых монументальных колец с платформами по краям расскажет о хрупкой связи сознания человека с временем и пространством.
Новые грани
Световая инсталляция «Спираль» австралийского художника Кита Вебстера, сделанная из зеркал, будет впервые показана публике. Еще и на открытом воздухе — в сквере Института филологии и журналистики Университета Лобачевского. Художник отмечает, что его цель — создать новую аудиовизуальную эстетику, главным принципом которой будет постоянное расширение границ новых медиа и зрительского опыта.
Иммерсивная мадиаинсталляция, сочетающая искусство и дизайн, выступает оригинальным продолжением главного исследования фестиваля — изучения человеческого восприятия и границ между цифровым и материальным миром. Объект дополнит коллекцию нестандартных мэппингов и привлечет людей в уютный сквер на главной пешеходной улице города.
Зеркала помогают выразить концепцию многомерности, с которой я всегда играю. Зеркало — как портал в параллельный мир. Комбинируя видео и звук с «пустотой» зеркал, я создаю ощущение контраста, который красив сам по себе. Свет, звук и отражения — невидимые субстанции, с помощью которых можно создавать некое волшебство.