Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта:
Эффекты:
Изображения:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Транспорт 13 Ноября, 2023 года

Нижегородские «крылья» бьют рекорды: скоростной флот вышел на новый уровень

Нижегородская область — колыбель отечественного «крылатого» судостроения. В 1957 году свой первый рейс совершил теплоход «Ракета»: всего за 7 часов он преодолел 420 км от Горького до Казани. Это было первое советское пассажирское судно на подводных крыльях (СПК). Построили его на заводе «Красное Сормово» под руководством прославленного конструктора Ростислава Алексеева.

«Ракету» можно назвать «дедушкой» современных кораблей на подводных крыльях, которые до сих пор выпускаются в Нижегородской области Центральным конструкторским бюро по СПК им. Р. Е. Алексеева. Речь идёт, прежде всего, о небольших «Валдаях 45Р» и куда более вместительных «Метеорах 120Р».

После распада СССР скоростное судостроение постепенно пришло в упадок: новые суда почти не строились, а старые — выходили из строя. Нижегородская область первой в России начала возрождать скоростной флот, субсидируя речные пассажирские перевозки и приобретение судов. И сегодня активно лоббирует тему развития этой отрасли на федеральном уровне. Благодаря популяризации уникальных «крылатых» теплоходов у предприятий-производителей появляется всё больше заказов. Не сидят без дела и специалисты нижегородского ЦКБ по СПК им. Алексеева, где были разработаны большинство советских судов на подводных крыльях.

Глеб Никитин
Губернатор Нижегородской области

Мы с федеральными коллегами неоднократно обсуждали вопросы возрождения и поддержки скоростного судоходства на Волге. Докладывал и нашему президенту. Принимали летом у себя председателя Госдумы Вячеслава Володина, министра экономического развития Максима Решетникова. В октябре при их участии тему обсудили в Госдуме на правительственном часе. Наш опыт по возрождению скоростного судоходства получил высокую оценку. Кроме того, прошло и большое совещание в Минтрансе РФ — сейчас разрабатывают программу «Речные магистрали», в рамках которой планируется субсидировать речные маршруты на протяжении 700 км по Волге. Таким образом, мы сможем получить федеральную субсидию на перевозки пассажиров по реке.

В последние десятилетия речной инфраструктурой для СПК также никто не занимался. Нижегородская область озаботилась этим вопросом одной из первых в стране: строятся специальные причалы, способные принимать «крылатые» суда. Если в 2019 году на территории региона был всего один такой причал, то к концу 2023 года их число возросло уже до 14.

Опыт региона уже высоко оценил председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин: «Надо поблагодарить губернатора, потому что это, действительно, неподъемная история. Он ее взялся реализовывать не только в масштабах Нижегородской области. Благодаря Глебу Никитину, его инициативе  сегодня возрождается наш отечественный „Метеор“, межрегиональные перевозки. Нижний Новгород — город с огромной историей, центр федерального уровня, поэтому, когда губернатор с таким видением и, самое главное, подходом смог решить задачу, она поможет, в итоге, и другим регионам».

На чём «летают» над водой в Нижегородской области

Развитием скоростного пассажирского судоходства в Нижегородской области занимается компания «Водолёт». На сегодняшний день она располагает пятью судами на подводных крыльях «Валдай 45Р» и двумя СПК «Метеор 120Р». И те, и другие выпускаются ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева (Чкаловск).

Осенью 2023 года нижегородский скоростной флот пополнился первым судном «Метеор 120Р», названным в честь создателя «крылатого» судостроения Ростислава Алексеева. 21 октября 120-местный теплоход уже совершил свой первый рейс в Казань. Кстати, в числе первых пассажиров была Татьяна Ростиславовна Алексеева — дочь великого конструктора. На борту были и такие пассажиры, кто специально приехал из других регионов, например, из Ярославля и Тулы, чтобы стать участником этого эпохального события. Время в пути — менее 8 часов — пролетело незаметно.

Ещё один «Метеор 120Р» спустили на воду в Чкаловске 8 ноября. Судно названо в честь первого капитана «Метеоров» Виктора Полуэктова, которого окрестили «волжским Гагариным». Уже к началу навигации 2024 года Нижегородская область будет располагать тремя такими теплоходами, что позволит расширить географию перевозок от Ярославля и до Ульяновска. Благодаря своим габаритам (почти 36 м в длину и 10 м в ширину) и способности развивать скорость 65 км/ч судно легко преодолеет путь в 700 км.

По мнению главы «Водолёта» Никиты Итальянцев, приобретение трёх вместительных и комфортабельных «Метеоров 120Р» придаст новый импульс развитию межрегиональных речных перевозок. Путешествие на таком судне не идёт ни в какое сравнение с поездками на автомобилях, поездах или автобусах, ведь это теплоход с современным удобным салоном, климат-контролем, мультимедийными системами, прекрасным панорамным обзором и даже кафе-баром.

«Метеор» значительно отличается от уже ставших привычными «Валдаев».
«Метеор» значительно отличается от уже ставших привычными «Валдаев».

Время рекордов

За 5 лет, с 2019 по 2023 год, нижегородские «Валдаи» перевезли более 192 тысяч человек, пойдя более 361 тыс. км пути, что примерно равно 9 экваторам Земли. Число маршрутов выросло с 2 (2019 г.) до 34 (2023 г.).

Только с 2021 года пассажиропоток нижегородского скоростного флота вырос почти в два раза. В период навигации-2023 «Водолёт» перевёз более 81 тыс. человек. Самыми популярными маршрутами в уходящем году стали Городец и Балахна: на регулярных и экскурсионных рейсах по этим направлениям было перевезено суммарно более 34 тыс. пассажиров. На обзорных прогулочных рейсах и рейсах к Шуховской башне прокатилось более 16 тыс. человек. На межрегиональных рейсах было перевезено примерно 9 000 пассажиров.

Около 10 тыс. человек воспользовалось регулярными рейсами по маршруту Нижний Новгород — Бор и обратно. В октябре, когда канатная дорога временно прекращала свою работу, быстроходные «Валдаи» всего за 8 минут доставляли пассажиров из центра Бора в центр Нижнего.

Никита Итальянцев
Генеральный директор компании "Водолёт"

Несмотря на плохую погоду, нам удалось ударно поработать в сентябре — мы перевезли около 12 тысяч пассажиров, хотя годом ранее — всего 5 тысяч. Большой популярностью у нижегородских школьников пользовались экскурсионные маршруты в Павлово, Городец, Балахну, Макарьево. Программа хорошо продумана: музей, питание. По сути, мы подготовили готовый туристический продукт. У нас много запросов на экскурсионные туры городецких и чкаловских школьников в Нижний.

В этом году к нижегородской скоростной сети присоединилась Владимирская область: 4 часа на «Валдае» от Нижнего Новгорода до Мурома проходят незаметно, перспективный маршрут пользовался большой популярностью у нижегородцев и гостей столицы Приволжья. Таким образом, «Водолёту» уже удалось соединить речными маршрутами шесть регионов России: Нижегородская, Ивановская и Владимирская области, Марий Эл, Чувашия, Татарстан.

В «Водолёте» не исключают, что в 2024 году до Мурома доберётся и «Метеор». Этих теплоходов не видели на Оке не один десяток лет, хотя прежде они ходили даже до Касимова в Рязанской области.

К 500-летию Васильсурска там был установлен причал, способный принимать СПК. Дважды в неделю сюда заходил «Валдай». В следующем году в Васильсурске, возможно, будет делать остановку «Метеор», следующий до Казани.

Новым направлением в 2023 году стало Кстово, где также появился специальный причал. Кстати, в этом сезоне новая причальная инфраструктура была смонтирована в Макарьеве и Чкаловске.

Флот «Водолёта» включает также прогулочное судно «Соталия».
Флот «Водолёта» включает также прогулочное судно «Соталия».

Планов – море. Река ждёт «крылья»

Приобретение «Метеоров» позволит расширить географию пассажирских перевозок как вверх по Волге (до Кинешмы, Косторомы и Ярославля), так и вниз — до Ульяновска. Но новые направления ожидаются в 2024 году и внутри Нижегородской области. Так, «Валдаи» планируется пустить до села Дуденево, откуда на автобусе можно будет быстро добраться до Богородска. В Вачском районе гостей ждут в Чулкове, где имеется конно-спортивный комплекс. В обоих случаях запрос исходит от муниципальных властей, которые намерены развивать у себя новые туристические направления.

К навигации-2024 в «Водолёте» рассчитывают установить причалы в Дзержинске и у Шуховской башни на Оке, куда прежде прогулочные рейсы «Валдаев» совершались без высадки.

Планируется, что в 2024 году три «Метеора» и пять «Валдаев» выполнят 4500 рейсов, а пассажиропоток превысит 150 тысяч человек.

Никита Итальянцев
Генеральный директор компании "Водолёт"

Нам лишь предстоит раскрыть потенциал «Метеоров». Думаю, что в 2024 году нас ждёт активное развитие так называемого транспортного туризма, когда гости будут приезжать к нам именно для того, чтобы совершить путешествие на «Метеоре» или «Валдае». Надеюсь, что интенсивность и наполняемость рейсов будут очень высокими. Мы, в свою очередь, постараемся обеспечить все запросы наших пассажиров.