Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
Размер шрифта:
Эффекты:
Изображения:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Транспорт 03 Февраля, 2023 года

Бизнес-форум и презентация трамвая «МиНиН»: премьер Беларуси посетил Нижегородскую область

1 февраля в столицу Приволжья с официальным визитом прибыл премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко. Вместе с ним приехали десятки представителей ведущих предприятий страны, которые провели в Торгово-промышленной палате региона ряд встреч с нижегородскими компаниями. Бизнесмены обсудили возможности размещения своих производств на территории Нижегородской области, в том числе в ОЭЗ «Кулибин», а также искали подходящие проекты для софинансирования.

Прибытие столь крупной белорусской делегации — ответ на визит губернатора Глеба Никитина с командой в Минск в мае 2022 года. Тогда глава региона встретился с президентом Александром Лукашенко, посетил Парк высоких технологий и заключил ряд соглашений о сотрудничестве в различных сферах. Подробнее о визите нижегородской делегации в Беларусь и достигнутых договорённостях читайте в нашем материале.

Губернатор Глеб Никитин и премьер-министр РБ Роман Головченко провели плодотворный день, посетив ряд промышленных предприятий, открыв международный бизнес-форум и лично протестировав трамвай «МиНиН» совместного российско-белорусского производства.

Глеб Никитин
губернатор Нижегородской области

У нас есть огромный потенциал, который благодаря обоюдному желанию мы должны использовать в полную силу. Основная доля экспорта в Белоруссию пришлась на несырьевой энергетический экспорт, и мы с удовлетворением отмечаем, что республика занимает ведущее место среди рынков несырьевых неэнергетических товаров нашего региона. Для интенсификации взаимодействия в отраслях, представляющих особый взаимный интерес, созданы и действуют рабочие группы Совета делового сотрудничества в сферах промышленности, сельского хозяйства, строительства, образования и науки. Буквально в конце прошлого года состоялось первое заседание двусторонней рабочей группы по сотрудничеству в сфере цифровизации и информационных технологий.

Сотрудничество со знаком «плюс»

Глава региона и премьер Беларуси провели рабочую встречу в кремле, на которой обсудили промышленный и научно-образовательный потенциал, способный укрепить существующие связи и развить новые деловые отношения. Соседнее государство на протяжении длительного времени занимает одно из лидирующих мест в рейтинге зарубежных контрагентов Нижегородской области. Товарооборот региона с республикой значительно вырос: в 2005 году он составлял 300 млн долларов, в последние два года эта отметка достигает 1 млрд долларов.

Справка

Регион поставляет в Беларусь пластмассу, транспорт, изделия из чёрных металлов, продукцию лесопромышленного комплекса, фармацевтической и легкой промышленности, а также агротовары. В регионе же востребованы белорусские сельхозтехника и сырьё, текстиль, обувь, бумага, продукты питания.

По словам Глеба Никитина, область и республика дополнительно прорабатывают направления взаимовыгодного сотрудничества. Речь про взаимодействие в сферах высоких технологий, науки и образования, культуры, а также в сельском хозяйстве. В частности, доля белорусских тракторов, работающих на полях Нижегородской области, составляет 62% от общего числа машин. Также между ВУЗами региона и республики действует порядка 40 договорных документов о сотрудничестве, в рамках которых осуществляется взаимодействие в образовательной и научно-технической сферах. Активно развивается межмуниципальное партнёрство — на сегодняшний день нижегородские и белорусские муниципалитеты заключили уже 29 соглашений.

Нижегородская область — единственный субъект РФ, разработавший с Беларусью комплексную программу развития межмуниципального сотрудничества на 2023–2025 гг. Она предусматривает свыше 300 мероприятий в различных сферах.

Более того, для укрепления экономических связей и развития туризма со 2 марта возобновляются прямые регулярные рейсы из Нижнего Новгорода в Минск. Напомним, полёты из областного центра в столицу Беларуси были прекращены в 2021 году. Первый шаг к возрождению авиасообщения сделал Глеб Никитин, посетив Минск в мае 2022 года с рабочим визитом. На встрече с президентом Александром Лукашенко губернатор отметил, что прямые рейсы не только стимулируют развитие деловых отношений, но и значительно увеличат турпоток. Авиакомпания Nordwind будет выполнять рейсы два раза в неделю (по четвергам и воскресеньям). Также ведётся работа по организации прямого железнодорожного сообщения между Нижним Новгородом и Минском.

В свою очередь, премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко подчеркнул, что перечень сфер сотрудничества с регионом в последние годы значительно расширился.

Роман Головченко

Партнёрство между республикой и областью развивается абсолютно органично, потому что у нас схожая промышленная структура, схожие макроэкономические показатели. Все вопросы мы решаем в рамках работы Совета делового сотрудничества в соответствии с соглашением о базовом партнёрстве, которое недавно было актуализировано с учётом новых реалий и задач. Внешнеторговая деятельность Республики Беларусь и Нижегородской области тоже сбалансирована: экспорт и импорт занимают примерно равные доли в структуре товарооборота.

Нижегородские «локомотивы» промышленности

Ещё одним пунктом в программе стало посещение делегацией местных промышленных предприятий. Первая остановка — завод «Красное Сормово». В ходе визита белорусская сторона побывала в цехах предприятия, где ей продемонстрировали производственные возможности и результаты внедрения цифровых технологий. Также гостей ознакомили с опытом строительства сухогрузных теплоходов проекта RSD59 — «Красное Сормово» занимает одно из лидирующих мест в России в отрасли гражданского судостроения.

Справка

Всего в стране построено уже более 60 сухогрузных теплоходов проекта RSD59, из них почти половина — на «Красном Сормове» и около трети — на Окской судоверфи. Эти суда весьма востребованы у российских транспортных компаний, а конкурентным преимуществом нижегородских судостроителей является снижение сроков их постройки.

Участники делегации оценили производственные возможности предприятия и познакомились с крупнейшими проектами завода «Красное Сормово». Фото: Юлия Горшкова, ИА «Время Н».
Участники делегации оценили производственные возможности предприятия и познакомились с крупнейшими проектами завода «Красное Сормово». Фото: Юлия Горшкова, ИА «Время Н».

На сегодняшний день судостроительная отрасль Нижегородской области — это более 20 предприятий, на которых трудятся свыше 9 тысяч человек. Ведущими являются завод «Красное Сормово», Окская судоверфь, ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева, судостроительный завод «Волга», завод «Нижегородский теплоход», Сокольская судоверфь. За последнюю пятилетку объёмы производства на предприятиях судостроительной отрасли региона выросли более чем в 1,5 раза при сохранении прежней численности работников. Подробнее об успехах нижегородцев в этом направлении читайте в нашей статье.

Алексей Рахманов
генеральный директор АО «Объединённая судостроительная корпорация»

Главной целью было познакомиться с возможностями промышленности Нижнего Новгорода, в частности судостроения. На «Красном Сормове» мы посмотрели основные производственные мощности и некоторые наши продукты. Братский белорусский народ рассчитывает на расширение сотрудничества с Россией, цели у нас общие. Беларусь заинтересована в создании новых логистических коридоров с участием российских партнеров. Безусловно, такие суда, как RSD59, были бы крайне востребованы. Главная цель сейчас — обозначить конкретные задачи и получить практические результаты.

Также премьер-министр Беларуси побывал на Горьковском автозаводе, где ознакомился с модельным рядом коммерческих автомобилей ГАЗ и технологиями их производства на главном конвейере.

Фото: Юлия Горшкова, ИА «Время Н»
Фото: Юлия Горшкова, ИА «Время Н»

По словам Романа Головченко, руководство республики отмечает высокую долю обрабатывающей промышленности в Нижегородской области. Братское государство заинтересовано в прямом масштабном сотрудничестве предприятий. Потенциальные совместные проекты будут обсуждаться в рамках ближайшего Совета делового сотрудничества, что в конечном итоге позволит существенно расширить кооперацию.
Транспортная сфера традиционно является одной из важнейших в нижегородско-белорусском сотрудничестве. В конце января 2023 года участники делегации Нижегородской области обсудили перспективы создания мультимодального транспортного хаба с представителями Республики Беларусь — первое заседание двусторонней рабочей группы состоялось в Минске. На встрече зампредседателя правительства региона Игорь Зотов отметил, что в радиусе 1000 километров от Нижнего Новгорода проживает половина населения России — 84 млн человек. Создание мультимодального транспортного хаба в столице Приволжья позволит разрешить актуальные логистические вызовы. Также белорусская сторона высказала заинтересованность в приобретении контейнеровозных судов нижегородского производства.

Международный бизнес-форум

Во второй половине дня Глеб Никитин и Роман Головченко открыли бизнес-форум. Мероприятие было организовано региональным правительством, Торгово-промышленной палатой Нижегородской области и Белорусской торгово-промышленной палатой.

Всего в форуме приняли участие порядка 260 человек — из них около 100 с белорусской стороны.

Глава региона подчеркнул, что взаимодействие нижегородских и белорусских предприятий за последние годы существенно усилилось. Динамика по товарообороту по итогам 2022 года сохраняется положительной, показатели по ряду направлений — стабильно высокие.

Роман Головченко

Я уверен, что участники форума найдут новые проекты, заключат контракты и обязательно договорятся о том, что ещё необходимо сделать в текущем году для того, чтобы вывести сотрудничество на новый уровень с учетом условий, в которых мы сейчас живем и работаем. В прошлом году мы смогли помочь друг другу, выполнить заказы, обеспечить выпуск необходимой нашим странам продукции и таким образом внесли общий вклад в противодействие внешнему давлению, которому подвергаются оба наших государства. Мы смогли по-новому взглянуть на наш научно-технологический и научный потенциал, заняться обеспечением национального технологического суверенитета и экономической безопасности.

Почти половина всех участников бизнес-форума – гости из Республики Беларусь.
Почти половина всех участников бизнес-форума – гости из Республики Беларусь.

На мероприятии выступили 8 спикеров — по четыре от каждой стороны. Ключевой темой форума стала презентация и обсуждение инструментов экономического развития. Участники представили территории с особыми налоговыми режимами, программы поддержки науки и инноваций, биржевые торги. От белорусской делегации выступили представители крупнейших предприятий страны, которые напрямую заинтересованы в развитии сотрудничества с нижегородским бизнесом.

К примеру, заместитель гендиректора по стратегии и развитию АО «Корпорация развития Нижегородской области» Антон Гаранин подготовил выступление по теме «Инвестиционный потенциал региона и ОЭЗ «Кулибин». По его словам, особая экономическая зона находится в крайне выгодном местоположении — всего в 12 км от столицы Приволжья и в 400 км от Москвы. В конце прошлого года она была увеличена почти в восемь раз — потенциально её площадь собираются расширить до 4000 га. Также планируется, что уже к 2030 году доля ОЭЗ в ВРП составит 1%, производственные мощности выйдут на 100%, появится 7 тысяч новых рабочих мест, а общий объём налогов за 10 лет составит 20 млрд рублей.

Белорусская сторона поделилась собственными уникальными наработками, которые будут интересны нижегородскому бизнесу. Председатель правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» Александр Осмоловский рассказал о возможностях площадки и перечислил ряд реализованных кейсов с местными предпринимателями. На текущий момент товарная биржа сотрудничает с 67 аккредитованными компаниями из Нижегородской области — только за последний год их стало на десять больше. Общая сумма сделок в 2022-м составила 236 млн рублей — стремительный темп роста к 2021 году в 212%.

В течение всего дня и по окончании бизнес-форума был подписан ряд договорных документов о сотрудничестве между предприятиями и ведомствами. В частности, министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Николай Денисов рассказал о заключённом соглашении с Минским тракторным заводом.

Николай Денисов

Предприятие является для нас надёжным партнером на протяжении многих лет. Техника завода очень востребована у наших аграриев — в прошлом году было закуплено почти 100 тракторов. В 2023-м компания увеличит поставки техники в Нижегородскую область вдвое, до 200 единиц. Отмечу, что сельхозпредприятия региона активно закупают технику белорусских производителей. Только в прошлом году её было приобретено порядка 250 единиц. В общем объёме машинно-тракторного парка области 40% приходится на технику белорусского производства. Продолжим развивать сотрудничество с Республикой Беларусь в части импорта.

Всего в рамках визита делегации Республики Беларусь в Нижегородскую область были подписаны соглашения на сумму около 1 млрд рублей. Как рассказал Глеб Никитин, нижегородские предприниматели провели порядка 500 встреч с коллегами из соседнего государства. В свою очередь, премьер-министр Роман Головченко отметил, что бизнес-форум вызвал большой интерес — показатели, которые изначально планировались организаторами, удалось превзойти.

Современное воплощение сотрудничества

Одним из главных эпизодов визита белорусской делегации в Нижегородскую область стала тестовая поездка Глеба Никитина и Романа Головченко на новом трамвае «МиНиН». Состав выпущен на российско-белорусском предприятии «Нижэкотранс» в Ворсме.

Новый нижегородский трамвай получил эксклюзивный дизайн.
Новый нижегородский трамвай получил эксклюзивный дизайн.

Напомним, проект по реконструкции инфраструктуры и обновлению трамвайного парка в столице ПФО вошёл в активную фазу реализации в 2022 году — он является крупнейшим в стране и одним из самых масштабных в транспортной истории города. Объём капитальных затрат за 5 лет составит 50,4 млрд рублей. Нижегородская область стала первым субъектом РФ, получившим разрешение на строительство — работы ведутся уже несколько месяцев. Глеб Никитин неоднократно подчеркивал, что это лишь первый этап комплексной реформы всего общественного транспорта.

Справка

В рамках концессионного соглашения в Нижнем Новгороде будет реконструировано 149,3 км однополосных путей трамвайных линий (из которых 110 км — на обособленном полотне), приведены в порядок 15 тяговых подстанций с питающими линиями, отремонтированы все 3 депо и закуплены 144 трамвая большого класса и 26 — особо большого. Инвестор обязан выполнить все перечисленные пункты до 2026 года.

Проект является прорывным и с точки зрения импортозамещения. Трамваи собирают непосредственно в Нижегородской области — в декабре 2022 года губернатор Глеб Никитин вместе с послом Беларуси в РФ Дмитрием Крутым и министром промышленности РБ Александром Рогожником открыли совместное предприятие в 60 км от столицы Приволжья. На текущем этапе на площадке создано примерно 150 рабочих мест, при выходе на полную мощность штат расширят до 500. Глава региона подчеркнул, что более 90% комплектующих будут российского и белорусского производства. Вагоны получили символичное название «МиНиН» — отсылка к тесным и плодотворным взаимоотношениям между Минском и Нижним Новгородом.

В конце января первый трамвайный вагон нового типа завершил испытания. «МиНиН» получил акт межведомственной комиссии, подтверждающий полное соответствие действующей нормативной базе. Сейчас трамвай проходит обкатку и приемку, после чего выйдет на пассажирские маршруты. Премьер-министр Роман Головченко высоко оценил качество транспорта. В нашем материале подробно и доступно рассказываем, почему для реализации проекта выбрали именно механизм концессии, чем трамвай выгодно отличается от остального общественного транспорта и почему именно он нужен столице Приволжья в ближайшие годы.

Визит столь крупной делегации из Беларуси во главе с премьер-министром наглядно доказывает правильность и эффективность курса, выбранного нижегородскими властями. Регион демонстрирует пример самостоятельного прямого сотрудничества субъекта РФ с соседним государством, которое является полезным для развития области.

Это уже третий визит высшего руководства стран СНГ за последнее время: в прошлом году регион посетил премьер-министр Армении Никол Пашинян и представительная делегация из Узбекистана. Укрепление взаимодействия с Беларусью позволит упрочить связи по линии Союзного государства, увеличит экспортный потенциал местных компаний, откроет новые возможности для импортозамещения и создаст дополнительные рабочие места на совместных нижегородско-белорусских предприятиях.

статьи по теме:
Транспорт

рубрика: //
транспорт
Количество: //
31 статья
Транспорт
13 Ноя. 2023

Нижегородские «крылья» бьют рекорды: скоростной флот вышел на новый уровень

Транспорт
14 Сен. 2023

Владимир Путин дал «зелёный свет» на участке трассы М-12 до Арзамаса

Транспорт
05 Сен. 2023

Итоги визита главы Минэкономразвития в Нижегородскую область

Нижегородскую область с официальным визитом посетил министр экономического развития России Максим Решетников. Вместе с губернатором Глебом Никитиным он посетил особую экономическую зону (ОЭЗ) «Кулибин» в Дзержинске и Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева в Чкаловске. 
Транспорт
25 Авг. 2023

Нижегородский опыт речных скоростных перевозок хотят тиражировать на всей Волге

В Чкаловске Нижегородской области прошло выездное совещание Совета Государственной Думы России по теме развития речного пассажирского транспорта во главе с председателем нижней палаты парламента Вячеславом Володиным.
Все статьи про транспорт